Виталий, спасибо за инфо. Интересно.
С Фрухтманом можно, канешна, связаться. Он хотя бы в образе и в теме.
Есть в Израиле и другие люди, (но не Брук и не Лион
) , которые могли бы поговорить с Каликом. О Высоцком разумеется.
Вот о Фрухтмане:
Поэт, переводчик, литературовед Лев Фрухтман родился 4 июля 1936 года в Кишиневе. По окончании средней школы в 1954 году приехал в Москву. Был рабочим на авиазаводе, артистом Московского гастрольно-концертного объединения, журналистом (корреспондент Московского радио и ТВ). В 1972 году окончил Московский полиграфический институт (редакционно-издательский факультет). С 1972 по 1989 годы состоял в Комитете литераторов при издательстве «Художественная литература» (в секции художественного перевода). В 1971-1973 гг. - слушатель литстудии при Московской писательской организации (в семинаре поэзии под руководством Бориса Слуцкого и Евгения Евтушенко). В конце 1960-х дебютировал как переводчик еврейской литературы с идиша на русский язык, в том числе произведений Шолом-Алейхема (см. собрание сочинений Шолом-Алейхема, Москва 1971; тома 1-й и 6-й). В его переводах выходила поэзия и проза Ширы Горшман, Ш.-Й. Агнона, Я. Ривеса, Ихила Шрайбмана, Х.-Н. Бялика, Мотла Грубияна, Овсея Дриза, Янкева Штернберга, Довида Бромберга. С 1989 годa - в Израиле. Был научным редактором издания «Краткой Еврейской Энциклопедии» при Еврейском университете в Иерусалиме. В Израиле стихи и переводы публиковались в журнале «Круг», в еженедельнике «Еврейский камертон» (газета «Новости недели», Тель-Авив). В 1999 году в изд. «Мория» (Тель-Авив) вышла книга Льва Фрухтмана «Заповедь», в которую вошли стихи разных лет. Фрухтман – один из авторов «Антологии поэзии. Израиль 2005». Живет в Лоде.
А так вскоре, глядишь, выйдет очередной "сенсационный" опус МарЭка, обозначенный как "шедевр" и "очередная высоцковедческая находка".
Жаль, времени свободного нет совсем. - Плотно мы тут живем.
Но должно же оно когда-нито появиться...
А вот интервью с Шабтаем, о котором я говорил:
http://basketball.sport-express.ru/reviews/1456/Там много бла-бла. Но о ВВ вот это:
- Что вам казалось "солидными"?- В 70-х я учился в Иерусалимском университете, жил на стипендию. Почти впроголодь. Ценность денег для меня была другая. А организовав выступления, заработал тысяч 80 долларов.
- На что потратили?- Отправился с деньгами в Германию. Закупать для Африки строительные машины у перса, который жил между Мюнхеном и Москвой. Как-то он попросил меня встретить в аэропорту своего приятеля из Советского Союза. Тот через Германию летел в Америку. Я должен был провести с ним день и вечером посадить на нью-йоркский рейс. Парень, меня предупредили, совершенно не говорил по-английски. Встретил, упросил пограничников в залог моего дипломатического удостоверения отпустить его во Франкфурт на день. Влюбился в этого человека, поменял все планы, и вечером вместе с ним улетел в США.
- Как его звали?- Владимир Высоцкий.
- Потрясающе.- Мы провели с ним 12 дней, с утра до ночи. Биографы Высоцкого недавно ко мне приходили, расспрашивали.
- Что запомнилось?- Его фамилия. Когда приземлились в Нью-Йорке, надо было заполнить декларацию. Он отдал мне паспорт, я открыл: "Владимир Семенович Шуцман"…
- Кто-то из его друзей рассказывал, что Высоцкий даже собирался эмигрировать в Израиль.- Не верьте. У него и мыслей таких не возникало. Владимир был абсолютно русским человеком. У него была любовь, которой он звонил в Союз по малейшему поводу. И одновременно - Марина Влади. Которая была нужна, видимо, и для того, чтобы летать за границу. А в Израиле он мечтал побывать с концертом - но тогда же не было дипотношений.
- Какими получились эти 12 дней?- О многом рассказывать не вправе. Мне казалось, у Высоцкого боязнь перед сценой. Нужно было выпить - без этого не мог выходить и выступать. Обязательно выпивал после концерта. Ложились под утро, в шесть-семь. Просыпались в три часа дня. Владимир был очень общительный. И уже тогда, в 79-м, позволял себе говорить все что хочет.
- Что еще в нем поражало?- Простота. Не имело значения, в каком номере живет. Страх остаться одному. Все время хотел, чтоб рядом были люди. День и ночь. Удивительный патриотизм: когда вдвоем шли по магазинам - мог критиковать Советскую власть. Но стоило оказаться в компании - доказывал, что СССР лучше всех.
- Его голос до сих пор у вас в ушах?- Особенно - голос после концерта. Не мог остановиться, для него концерта было мало. Хоть каждый длился два с половиной часа. Он должен был поужинать, принять душ - и потом, расслабленный, снова брал гитару. С половины первого ночи до трех шел еще один концерт. Ежедневно.
- Что-то осталось на память?- Записи и фотография, на которой мы вдвоем. С огромной надписью: "Шабтай, добро!"
- Вы что-нибудь подарили Высоцкому?- Знаете, ребята, это первый вопрос, поставивший меня в тупик. Да, подарил, но говорить не буду. Если начну хвастаться подарками - значит, делал их корыстно. Это не в моей философии. Высоцкий был бессребреником. Ему было наплевать, как одет. Хотя первое, что мы купили в Нью-Йорке, - джинсы. Для многих наших артистов, с которыми я имел дело, важнее всего на свете было - привезти домой два чемодана вещей. Высоцкий не вез назад ничего. А Винокур, к примеру, за границей все деньги тратил на разговоры с родителями. Многому меня научил.
А вот, что пишет оголтелый Алексей Богословский:
http://www.proza.ru/2007/07/31-193"Почитайте интервью - любопытно. Сам Шабтай Калманович в это время был представителем разведки КГБ, но полетел он туда как гражданин Израиля, коммерсант, а по совместительству агент МОССАД. Фамилия Шуцман интересна тем, что она внешне бессмысленна (охранник). Но можно понять двояко. Высоцкий как прикрытие для Калмановича для полета в Нью-Йорк, и прямой намек, что Высоцкий был куда больше евреем, чем принято считать. Высоцкий - не агент 007, чьё лицо и работа известны только избранным. Не подпольно он полетел в Нью-Йорк, а давать концерты. Как ни крути, скорее всего, на еврейские корни матери, которая во всех биографиях проходит как простая русская женщина с совсем иной фамилией. Ведь его отец, Семен Вольфович Высоцкий, менял только отчество. Высоцкий был человеком с двойным дном. Более того, раз Высоцким заинтересовался МОССАД, видимо, для организации связей с еврейской общиной в Москве, а сам Высоцкий участвовал в игре, то по законам жанра (уровень личности) давать Высоцкому статус мелкого осведомителя просто неприлично. Офицер КГБ Высоцкий-Шуцман - иное дело. Заодно можно поставить вопрос о Марине Влади. Можно предположить, что роман её с Высоцким развивался вполне естественно. А дальше, похоже, её как-то спонсировали. Где-то в Москве
она могла числиться как агент Влади и получать зарплату или премиальные. Высоцкий-Шуцман был проектом самого себя, сам писал, сам пел, сам выступал на сцене и играл в кино. Просто не надо думать, что он пускал к себе в душу".