Лев Черняк - Интервью - Юматов Георгий Александрович (11.03.1926 – 05.10.1997) и Крепкогорская Муза Викторовна (09.07.1924 — 26.06.1999)
С Георгием Юматовым я несколько раз пытался договориться о беседе в последний год его жизни. Каждый раз он мне отказывал, ссылаясь на плохое самочувствие. Одну из бесед я решил на всякий случай записать.
Георгий Юматов: Алё! Лев Черняк: Георгий Александрович? ГЮ: Ау. ЛЧ: Добрый день! ГЮ: Добрый день! ЛЧ: Это Вас, извините, снова беспокоит Лёва, биограф Высоцкого. ГЮ: Да… ЛЧ: Как Вы себя чувствуете? ГЮ: (нрзб) Вы не в курсе, наверно… я неделю, как из больницы. ЛЧ: А-а-а! ГЮ: И мне сча… предстоит ещё повторное. Я не вылезаю оттуда третий год! ЛЧ: Ну, да, да. ГЮ: Так что Вы неудачно. Я счас лежу, ходить я не могу. ЛЧ: Понятно. Эй… ГЮ: Сосуды, сосуды… сосуды мне перерезали кругом. Вот такие (нрзб) ЛЧ: У-у, вот оно что! Георгий Александрович, а когда будет реально с Вами хотя бы немножко пого… ГЮ: Кто это может сказать? К Богу если только обратиться! Они вот никак не могут найти у меня один сосуд в двенадцатиперстной кишке, которая кровоточит. ЛЧ: Ясно. ГЮ: Ну, вот меня уже с улицы подбирали: в обморок падаю! Ну, в общем, ладно, не будем на эту тему говорить. Так что звоните когда-нибудь. ЛЧ: А когда позвонить Вам можно? ГЮ: А если жив буду – когда-нибудь там дозвонитесь. ЛЧ: Ага. Георгий Александрович! ГЮ: Да. ЛЧ: А как-нибудь, вот если Вам как-то полегче будет, по телефону можно что-нибудь задать? ГЮ: А полегче не бывает. ЛЧ: А-а-а! (разочарованно) ГЮ: Это всё у меня постоянная такая (нрзб) боль (нрзб). Даже не периодичная, а тупая (нрзб) постоянная, и ночью и днём. Вот такая вещь. ЛЧ: Ясно. ГЮ: Ну, ладно. (нрзб) ЛЧ: Георгий Александрович, ну, вы… выздоравливайте! ГЮ: (нрзб)
беседа по телефону 11.09.1997
Этот разговор оказался последним. Меньше, чем через месяц Юматова не стало. Спустя некоторое время, я осмелился позвонить вдове и напроситься на разговор. Как потом выяснится, сделал я это не зря, так как и ей жить оставалось совсем немного.
Крепкогорская Муза Викторовна
Муза Крепкогорская: …очень плохо себя чувствую. Лев Черняк: Ага. Ну… МК: Вот, ну, так сказать, дружба началась наша… Жорж снимался с ним… Ге… Георгий Юматов снимался с ним в трёх картинах. ЛЧ: Да. МК: Вот. Ну, и они были дружны. ЛЧ: Они познакомились именно на съёмках? МК: Да. ЛЧ: А на каких именно? МК: «Опасные гастроли»… ЛЧ: А «Стряпуха» раньше была! МК: «Стряпуха», значит. ЛЧ: Угу. Угу. МК: Да. Вот. Ну, и я тоже… я ж приезжала к… к Жороньке (нрзб). Вот на «Стряпухе» и я с ним познакомилась. ЛЧ: А Вы там не снимались нигде? МК: Где, в «С… э-э-э…»… в «Стряпухе», нет, нет, я с Володей не снималась. По-моему, нет. ЛЧ: Угу. МК: Вот. И я однажды с «Мосфильма» звоню домой и Георгий меня спрашивает: «Ты когда придёшь?» Я говорю: «Скоро, ну, часа через полтора-два!» Он говорит: «Ой, приходи быстрей, а то у меня сидит… Марина Влади, говорит, уже картошку чистит на кухне, а мы, говорит, с Володей сидим…» Они боле… оба были в абсолютной завязке, ни тот, ни другой в рот ничего не брали… ЛЧ: Ага. МК: …даже пива ни глоток не брали! Вот. Я подъехала, смотрю – Марина уже картошечку приготовила, всё сделала, стол накрыт. Вот. А она принесла какой-то очень хороший, небольшой какой-то пузатенький такой коньяк из Парижа привезла. ЛЧ: Ага. МК: Вот. А я как раз к коньячку отношусь положительно. Я водку не пь… терпеть не могу, никогда, так сказать… я либо шампанское пила, счас и это не пью. И вот этот вот коньячок – очень уж он был хороший. Они пришли вот часов в 7, я пришла около 8-и, и просидели они у нас до 4-х утра. ЛЧ: Откуда они пришли? МК: Ну, пришли просто к нам. ЛЧ: Ага. МК: Это я пришла с «Мосфильма». ЛЧ: А это во время чего было, во время какого фильма? МК: Я уже не помню. ЛЧ: Но они не женаты ещё были? МК: Женаты, почему! ЛЧ: Женаты уже, да? МК: Она как жена приехала, да. ЛЧ: Ага, ага. МК: Вот. И… А у меня стоял мой портрет, очень хороший, до сих пор я его… потом, как-нибудь мы встретимся, я Вам покажу. У меня вис… ЛЧ: Ага. МК: …висит такой большой портрет… кха! Его… а он там висел на Невском. Не только я там, ну, кто участвовал в этом концерте, в большом дворце съездов там. ЛЧ: На Невском? МК: Да, да. ЛЧ: А что за концерт? МК: Ну, тогда «Товарищ кино» был концерт, там все: и, там, и театральные, ну, все звёзды считалось. ЛЧ: В смысле – портрет фотографический? МК: Да, да, да, это висело на Невском. ЛЧ: Ага. МК: Уч… всех участников концерта висели, и мы там писали добрые слова. И я его… вот у меня там написано: «Желаю всем большого счастья!» ЛЧ: Да, да. МК: И вот этот портрет, почему я о нём засекла внимание – он у меня стоял, рамки не было, мы потом только… не могли нигде раму достать, потому что он большой. Вот. И он у меня стоял так в столовой, прислонившись к диванчику. Вот. И потом я говорю… мы сидели, вот так говорю: «Ой, Марина, распишитесь!» Ну, она там написала по-французски, чего-то: «Милой Музе…», что-то… ну, в общем, хорошие тёплые слова написала. И Володя говорит: «Ну, и я распишусь!» А я про себя подумала: «Ну, а ты-то мне зачем нужен?», потому что ну, дружны были, всё… Марина Влади – всё. ЛЧ: Ага. МК: А счас думаю: «Вот дура-то, вот счас котируется гораздо выше, чем Марина Влади!» Ну, вот, и вот так вот посидели. ЛЧ: Так он не расписался? МК: Как? Конечно, расписался! ЛЧ: А, расписался? МК: Конечно! У меня вот Марина Влади написала всё это (нрзб) и рядом – подпись его «В. Высоцкий». У меня так на портрете всё это есть. ЛЧ: Ага. МК: Вот. И потом… а второй – ну, это… это не для передачи, если совсем не (нрзб) ЛЧ: Нет, нет, мы ничего не публикуем, в том-то и дело. МК: Нет, да. А второй был случай… э… а, да, я тоже с оц… а-а-а… приезжаю домой, а Жоронька мне говорит: «Ты знаешь, у нас Володя…» А он уже выпил. Я не помню, это перед этим было или после этого – не помню. ЛЧ: Ага. МК: Вот. По-моему, после. Вот. И он говорит: «Он у нас будет ночевать!» Я говорю: «Нет, он ночевать у нас не будет!» Потому что я думаю, я знаю Володю, думаю, это раз он, так сказать, пошёл, то потом никакими силами уже, так сказать, от него, н… придётся… по-хорошему не расстанешься. Думаю что я человек резкий и так далее и так далее. Вот. Я говорит: «Нет!» И у меня сидела приятельница, она говорит: «Да я, я поеду, я отвезу его!» ЛЧ: А кто… что за приятельница? МК: Ну, наша актриса одна. ЛЧ: А на… назвать не можете? МК: Ну, зачем это? ЛЧ: А, ну, ладно. МК: Зачем это? Вот она, значит… и она его повезла. И адрес он… он сказал: «Новые дома!» – всё. ЛЧ: Новые дома, да? МК: Новые дома, да. (нрзб) он там жил в то время. Он у матери тогда жил. ЛЧ: Э… это Новые Черёмушки он имел в виду, да? МК: Не помню, я не помню. Я была там, нет. Ну, вот потом она приходит. Приходит снова часа, наверно, через полора… полтора, наверно: «Я назад привезла, он, говорит, в машине, я, говорит, я не могла найти этот дом…» Я говорю: «Я поеду!» И я поехала сама. Не помню, с Жоронькой или сама поехала – не помню. Это давно было. Вот. Нашли этот дом, нашли, отвели его, всё. Ну, мать же… это мать там жила его. ЛЧ: Ага. МК: Вот. Это вот второй случай. А так он часто звонил, так сказать. Да, он очень много добра сделал Жоре, он из Франции привозил очень нужные лекарства Жорочке. Тоже, мы встречались уже у нас в театре, он подъезжал к театру, значит, всё это мне передавал. ЛЧ: А Вы в киноактёра были, да? МК: Да. ЛЧ: Ага. А с… с какого года Вы там проработали по какой? МК: Я сразу – после института. Закончила в 47-м, с «Молодой гвардии» вон я пришла. ЛЧ: Ага, ага. МК: И… и Жора, кстати. И проработала я – ну, как вышла на пенсию, так и… ЛЧ: Угу. МК: Театр в это время закрывали, счас вроде опять там что-то зашебуршили. А я ушла, когда театр уже был закрыт. Чего там было делать? ЛЧ: Муза Викторовна, а можно вот о Вас хотя бы кратенькую справочку: вот где Вы родились, в какой семье – вот так примерно? Где детство прошло – вот так. МК: Я москвичка коренная. ЛЧ: Ага. МК: Родилась в Москве, естественно. Мама у меня работала в университете лаборантом, папу я очень рано потеряла, я его совсем и не помню. Он работал во втором МХАТе… второй МХАТ тогда был ещё… ЛЧ: Ага. А кем он там был? МК: Он был артистом-вокалистом. У него… он кончил… у него три образования, он кончил консерваторию, медицинский… он был очень образованный человек! ЛЧ: Угу. А как его звали? МК: Виктор Гаврилович. ЛЧ: Угу. А фамилия – так же, да? МК: Да. Он из сед… из семьи священников, он из Самары. ЛЧ: Угу. А В… а ВУЗ Ваш? (нрзб) Когда Вы… МК: (нрзб) счас, вот… ЛЧ: …год? Ага… МК: …и, значит, вот в 47-м году 2-го декабря у нас… мы прожили с Жоронькой ровно 50 лет. ЛЧ: Да. МК: 2-го декабря – это была просто официальная печать, в милиции тогда ставили печать. Нашли где – в милиции. ЛЧ: Да, да. МК: Счас там руки жмут и эти самое… и машины с кохарами и так далее и так далее. Этого ничего не было. Вот. И мы отмечали наш день – весь наш курс был у нас на свадьбе, весь абсолютно! А на… курс у нас был очень знаменитый, у нас… ЛЧ: Да, интересно! МК: …на экзаменах был и Фадеев и Шолохов. Я… я училась у Герасимова. Тамара Фёдоровна тогда просто сидела, она тогда ещё не… это она потом уже стала сама вести курсы. А тогда она просто приходила и сидела. Она очаровательная женщина, мы её очень любили. Сергея Аполлинарьевича я боготворила. Вот. Они были у нас на свадьбе тоже, естественно, и Тамара Макарова и Сергей Аполлинарьевич. И был весь курс: Бондарчук, была Макарова… Лучко – это моя подруга, её не было: она в это время была в Чехословакии, снималась. ЛЧ: Ага, ага. МК: Вот. А так – весь курс! А мы были актёры и режиссёры вместе. (нрзб) ЛЧ: А кто ещё Ваши сокурсники были? МК: Актёров? Значит, Инна Макарова, Ляля Шагалова… ЛЧ: А-а-а! МК: …это вот наш знаменитый курс наш. ЛЧ: Угу, угу. МК: Вот. Я была сталинской степендиаткой в институте. ЛЧ: Угу. МК: Вот. ЛЧ: А что-нибудь по съёмках в «Стряпухе» можете вспомнить? МК: Ха-га! Я могу. (смеётся) Однажды я, значит, приехала к нему на «Стряпуху», а он был на съёмке. И у меня записочка там лежит, что, там, покушай там, в этом, там… жарко ж было, там в с… в садике это самое… стояла, холодильника там не было. Стоял такой столик (нрзб) из… со шкафчиком… ЛЧ: Ага. МК: Ты тут возьми там и кушай, там, значит. Ну, я открыла этот самый и съела. Тут-то я думаю, что-то странно чего-то, чего-то какое-то странное п… э… сделал какую-то пищу там. А он в столовой брал, конечно! Ну, столовые, сами понимаете, в станице, какие там столовые! Конечно, неважные! ЛЧ: Ну, да. МК: Ну, вот, он пришёл, говорит… а-а-а! Это наоборот, это он… (смеётся) это я… я ему написала записку. Он пришёл со съёмки, а я поставила эту самую, вот это вот блюдо поставила в… в этот шкафчик. Прихожу я… а я пошла ку… купаться – озеро там. ЛЧ: Угу. МК: Прихожу, и так открываю шкафчик и думаю: «Что ж он не съел-то ничего?» Он приходит после съёмки, я говорю: «Чего ж не поел-то?» Он говорит: «Поел!» Я говорю: «А что ж ты ел?» Он говорит: «Рагу!» А я для собаки собрала там с тарелок всё это… ЛЧ: Ага. Ха-ха! МК: …макароны, картошку, там, рыба, это… вместе с котлетами, и всё это положила рядышком. Ну… ну, собачке. Думаю: «Что ж он, не понял, что ли?» И когда я прихожу, я говорю: «Что ж ты ел?» Он говорит: «Рагу!» ЛЧ: Ха-х! МК: Это он съел вот это вот собачье. ЛЧ: А где жили там? МК: А мы жили там в частных домиках. ЛЧ: В частных домиках. МК: (нрзб) ЛЧ: А Высоцкий тоже жил в частном домике, да? МК: Ой, ну, это я не помню. (нрзб) Не помню. Наверное. Там… там же гостиницы не было. ЛЧ: Угу. Ну, вообще, об атмосфере той, на съёмках «Стряпухи»! МК: Очень хорошая была атмосфера, очень добрая, хорошая. Кеосаян режиссёр был. ЛЧ: Да. МК: Его тоже хорошо помню. Вот. Там… там вот отмечали мой день рождения, вот на (нрзб) ЛЧ: А когда у Вас день рождения? МК: У меня 9-го июля. Вообще у меня именины 29-го мая. Вот поэтому мне всегда отмечали именины, а не день рождения, потому что – пионерские лагеря, детские садики и так далее. И поэтому мне даже брат из-за границы присылал телеграмму поздравительную 29-го мая. ЛЧ: Ага. МК: Так и считается, и все считают, что 29-го мая. ЛЧ: Угу. А там Вы… ага… а там Вы, значит, 9-го июля отмечали Ваш день рождения, да? МК: 9-е июля! ЛЧ: Ага. МК: Нет, а вот тогда нет, это 25-го мая было, по-моему. По-моему, 29-го мая. Да, в общем я не помню. ЛЧ: Вы знаете, съёмки были в июле! МК: Да? Ну, значит, этот… это мой день рождения. ЛЧ: Значит, день рождения, да? МК: Да. ЛЧ: Ага. А как прошёл день рождения? МК: Да очень хорошо, все были опять же, все были в саду в этом, стол был накрыт. Все столы ни… никто не выпил, никто не напился, Боже упаси! ЛЧ: И Высоцкий тоже был, да? МК: Наверно. Наверно, я не помню. Уж наверно. А как же! ЛЧ: Ага. МК: Конечно, был! Группа была очень хорошая, очень добрая, очень доброжелательная. Но у Высоцкого там маленькая же роль очень. ЛЧ: Ну, в общем, да, эпизодическая. МК: Да, маленькая роль. ЛЧ: Ага. А Вы туда ехали вместе с ним, на съёмки? МК: Нет, я потом приехала, потом прилетела я. ЛЧ: А обратно? МК: Уже не помню. ЛЧ: Не помните, да? МК: Нет, конечно. Это давно же очень было. ЛЧ: Ага, ага. А вы… вы только в одной станице снимались, да? МК: Да. Да, там, на берегу озера. ЛЧ: Угу. МК: Озеро такое было. Но там с водой-то неважно было. А озеро такое мутное, не очень чистое. Но, во всяком случае, мы там купались. ЛЧ: А как называлось озеро, не помните? МК: Нет. ЛЧ: Угу. Ну, а вот по людям, по самой киногруппе: Со… Сошальский, Акимов? МК: Сошальский? Он разве там был? ЛЧ: Да, он был там, он играл торговца помидорами. МК: Я уже с-с… картину даже забыла. ЛЧ: Ага. МК: Сошальского-то я знаю очень хорошо. Он очень хороший человек. Мы, кстати, дружны были. И он же был женат на Покровской, потом они… а Покровская снималась с Жорой в «Офицерах». ЛЧ: В с… в смысле – на Алле Борисовне? МК: Алина Покровская. ЛЧ: А, Алина, а! МК: Да. ЛЧ: Которая в Советской армии счас работает. МК: Да, да, да, да, да, это он… она. ЛЧ: Угу, угу, угу. МК: Снималась в «Офицерах» с Юматовым. ЛЧ: Угу. Ну, в общем, а как можно квалифицировать отношения Высоцкого и Юматова, дружеские, товарищеские? МК: Дружеские. ЛЧ: А? МК: Дру… дружеские очень (нрзб) ЛЧ: Дружеские, да? МК: Да, да, да. ЛЧ: Угу. МК: Очень хорошие. Они перезванивались очень часто. ЛЧ: Ага. А в Одессе Вы не были на съёмках? МК: На «Гастролях»? ЛЧ: Да. МК: Нет, «Опасные гастроли» – нет. ЛЧ: Не были? МК: Нет. ЛЧ: Угу. МК: По-моему, не была. Может, была, но это я уже забыла. Посколько… ха-га, я как-то… я же говорила, что Мариной Влади восхищалась, а он даже (нрзб) зачем, потому что я относилась – ну, что, Володя и Володя, всё. Он же тогда не был Высоцким! ЛЧ: Ага. МК: Да, он всё… он же… он же пел всю ночь… он пел. Он (нрзб) всё-всё-всё пел. (нрзб) ЛЧ: Вот когда Марина была, да? МК: Нет. Когда Марина – само собой. А Марина ему говорила: «Вот это, вот это сыграй, вот это…», она там ему так тихонечко какие-то замечания делала – это у нас когда. А там вот, когда я приехала туда, он всю дорогу пел, всю ночь он пел, когда мы сидели в садике за столом, он всю ночь пел! ЛЧ: Ага. Ага. Понятно. А у вас магнитофона не было, вы не записывали? МК: Да в том-то и дело, что нет. Мы за… записывали дома у нас, записывали… ЛЧ: Ага. МК: …но у нас магнитофон знаете, какой был? Хотя-то он и «Филипс», да это, но он ленточный, и все ленты, конечно, скручены. ЛЧ: Что, что ленты? МК: Ле… ленточный магнитофон. Понимаете, вот это… плёнка такая. ЛЧ: А они целы? МК: А? ЛЧ: Они целы? МК: Ну, и я, помню, одно время всё перекладывала куда-то, перекладывала, а теперь нет, теперь я, наверно, и не найду их. ЛЧ: Ну, в… ну, всё же она у Вас дома лежит где-то? МК: Они просто… они просто как мочалка лежали. ЛЧ: Угу. МК: Вот, значит, я перекладывала, перекладывала с места на место, а потом, по-моему, выбросила. ЛЧ: Может, она как-нибудь сохранилась чудом? МК: Не знаю, не знаю. У меня счас в доме очень сложно что-то найти, у меня ремонт будет, буду делать скоро, у меня очень запущена квартира, очень! ЛЧ: Да, да. А насчёт съёмок в «Один из нас» Георгий Александрович Вам рассказывал что-нибудь? МК: Да я и так всё знала, я там тоже снималась. ЛЧ: А кого Вы там играли? МК: Я играла – такая общественница взбесившаяся, у меня была очень хорошая роль. ЛЧ: Ага. МК: И началось с того, что меня Полока пригласил вот на эту картину «Один из нас»… ЛЧ: Да, да. МК: …а должен был сниматься Высоцкий в этой роли, потому что Полока его снимал до этого на «Ленфильме». Как называется картина эта? ЛЧ: «Интервенция». МК: Да, да, да, да. ЛЧ: Угу. МК: Вот. И это должен был играть Володя Высоцкий. ЛЧ: А что случилось? МК: Вот счас я Вам расскажу в двух словах. ЛЧ: Угу. МК: Значит, я улетала в Америку. Ну, Вы знаете, счас Америка (нрзб), а тогда Америка была – ох! И мне… а я играла в театре очень много и очень большие роли хорошие главные. И меня не отпускал режиссёр, потому что один спектакль выпадал – «Варвары» – как раз на середину моей поездки. А поездка была в Америку на 18 или 20 дней, не помню. Вот. И я уехала практически без спросу. Я пришла к директору и говорю: «Вы знаете, у меня уже есть две дублёрши, молоденькие, я говорю, моложе меня гораздо!» Правда, он им не давал играть. Вурас – такой режиссёр был очень хороший. ЛЧ: Ага. МК: Он умер. Вот. И мне даже директор говорит: «Ну, это он… что же я, говорит, понимаете, я уже заплатила деньги!» Причём, тогда стоило очень много стоило: это райкомы проходить… это счас – пожалуйста, езжай! А тогда – райкомы, это я помню, задавали вопросы идиотские эти в райкомах. Меня, правда, не… ничего не спрашивали. Но я готовилась, все газеты читала: что делается в какой стране и так далее и так далее. Вот. И… вот я говорю: «Ну, я же, говорю, что, я же всё равно поеду, в 6 часов на ма… машину утра с… сказали по… придёт в эту… в Шереметьево». А я говорю: «Вы ж всё равно мимо поедете, я говорю, я буду уже стоять вот на… прям на Ленинградке, и…» Так и случилось: они мимо ехали, приостановились, я села и поехали дальше. Жорка со мной, да, он меня провожал. Это «Шкода» тогда была. Приехала туда, я забыла справку от этой… прививки! ЛЧ: Ага. МК: Вот. И говорю: «Ой! Я забыла справку!» Он тут же хватает «Шкоду», садится, говорит: «Я счас… счас, счас, счас я захва… захвачу!» А 20 минут от Шереметьево до нас. Я думаю… и вдруг мне там говорят: «Да господи, мне Шакен Айманов говорит, пойдём, тебе тут же дадут девочки в медпункте, там же тоже есть!» И действительно мне дали. Я думаю: «Господи, Жорочка уехал, он же счас расшибётся! Он же и так ездит очень… с… с большой скоростью!» Ну, и, конечно, я улетела без него. Он не успел привезти мне справку, хотя привёз. Вот так я улетала в Америку. ЛЧ: Ага. А как это связано с «Один из нас»? МК: А да, вот я… а, да, да, да! Значит, я улетала, чтоб уте… должен был… зная, что Высоцкий дожжен играть эту роль. И прилетая оттуда, из Америки, мне Жорочка (нрзб) ничего мне не говорит. Приезжаю, там, ну, конечно, стол накрыт, всё, так сказать, хорошо, прибрано, всё. И смотрю – Полока сидит у нас. ЛЧ: Дома? МК: Да, у нас. ЛЧ: Ага. МК: И я так удивлённо смотрю на него, а Полока говорит: «Вот теперь эту роль, которую, так сказать, вот должен был играть Володя Высоцкий, играет Жоронька Юматов!» И он так, я помню, пылинки сдувал с Жоры во время съёмок! И что он… как он, так сказать, счастлив, что именно Жора… А случилось так, когда… Высоцкого не утверждали на эту роль. Его тогда вообще никуда не утверждали… ЛЧ: Угу. МК: …его, так сказать, начальство плохо к нему относилось. Я имею в виду – в Главке, Большаков… я не помню, кто тогда был. ЛЧ: Ага. МК: Вот. И его никак не утверждали. И тогда По… Полока говорит: «Ну, я не знаю! Хоть картину отменяй! Потому что я никого больше не вижу в этой роли кроме, Володя, тебя!» ЛЧ: Ага. МК: Тогда Володя говорит: «Я тебе счас порекомендую такого артиста замечательного, что ты жалеть никогда не будешь! Он сделает это всё не хуже меня!» И он предложил Жорочку. Таким образом Жорка попал на «Один из нас». ЛЧ: Угу. Это можно объяснить тем, что у них была дружба, да? МК: Конечно! И дружба, и он… они ценили друг друга как актёры очень. Это… после этого уже, конечно, это после «Стряпухи» было. ЛЧ: Угу. Вот, а мы знаем, что на… в худсовете этой картины были Санаев и Глузский, они выступали против участия Высоцкого в картине. МК: Да тогда все были против него, не только, я не знаю, Санаев и Гл… ЛЧ: Ага. МК: Все были против него. Потому что… не знаю… ну, говорили, что у него обаяния мало и так далее и так далее. ЛЧ: Угу. МК: Вот. А… а вот вместе с тем утвердили Жорочку. И вот Высоцкого – вот, видите, какую… он бы мог просто промолчать, когда ему сказали, что: «Не знаю, кого снимать, я… хоть картину закрывай!» Он же посоветовал Жороньку, прекрасного актёра! А то бы посоветовал, мол, какого-нибудь дерьмо-актёра и так далее. Он… ЛЧ: Ага. А он как, позвонил или сам приехал сказал, как? МК: Не… ну, я не знаю, ну, он был он? Он потом был у нас, всё. А… нет, это он сказал Полоке: «Я тебе дам (нрзб)», и Полока… вот я п… я говорю, я приехала… ЛЧ: Ну, понятно. МК: …и смотрю – у нас Полока сидит. ЛЧ: А вот там же Георгий Александрович песню Высоцкого пел в… в картине… МК: Это Высоцкого разве, да? ЛЧ: Да, две песни! МК: А я не помню. Я помню, что Жора там что-то пел: «Я понял всё…» (напевает) чего-то там пе… пьяненький он там (нрзб). ЛЧ: Да, да, да, это его песня. МК: Да, это Высоцкого, да? ЛЧ: Да, да, это его песня. МК: А-а-а! ЛЧ: Вы об этом не знаете ничего, да? МК: Нет, я не знала, что это Высоцкого песня. Я знаю, что Жора говорил, что: «Ой, нет, нет, я не поющий, я петь не буду!» Но тут он должен быть пьяненький, и так ему и сказали: «Ты пой дурным голосом!», что, говорит, я и сделал. Он так и говорил: «Нужно было дурной голос, вот, что я и сделал!» ЛЧ: Да, так и есть вообще-то. МК: Да, да, да, вот это Жоронька. ЛЧ: Угу. А «Внимание, цунами!» знаете такой фильм? МК: Счас… конечно! Вот. И… да. А как вот я говорю, у меня была очень хорошая роль вот этой взбесившейся общественницы… ЛЧ: Ага, ага. МК: …у этого, у Полоки. Когда он… он же меня пришёл приглашать, а совсем не… не Жору. Вот. И он снимал, и, действительно, всё это было снято. Причём, текст был ну, такой, что ну, я говорю: «Гена, Гена, не пройдёт это!» «Я отвечаю!» Я говорю: «Да сними два варианта: один – вот тот, что я предлагаю, приглаженный текст…» ЛЧ: Угу. МК: Он говорит: «Нет, я отвечаю! И будешь говорить только этот текст!» Я говорю: «Ну, что тебе стоит, ну, сделай два дубля, потом выберешь сам!» Нет, сделал один. И, конечно, у меня вся роль пошла под ножницы. ЛЧ: Понятно. МК: И он, когда была премьера, он даже спрятался от меня… ЛЧ: «Один из нас»? МК: …в дом кино… ага, Полока. ЛЧ: Ага. А Высоцкий не был на премьере? МК: Не помню. Наверное, был на премьере… а, нет, поскольку он не снимался. ЛЧ: Угу. А во… а вот на этих фильмах: на «Стряпухе», на «Опасных гастролях» Вы премьеры помните? МК: Не-а, не помню. ЛЧ: Ага. А по… по «Внимание, цунами!» расскажите, что знаете. МК: Не знаю, мне картина эта не понравилась. ЛЧ: Угу. А Вы… Высоцкий там не снялся, его тоже пробовали, что ли? Как Вы думаете? МК: А он что, на этой картине разве сни… я не знала, что он пробовался там! А почему заговорили вообще? ЛЧ: Да потому что там его опять же две песни есть! МК: А-а-а! Нет, он не… нет, он, наверно, не пробовался. ЛЧ: И это… там снималась Таня Иваненко. МК: Я тоже не помню. Я вообще эту картину не любила, и тогда-то её так смотрела еле-еле. ЛЧ: Ага. А Георгий Александрович Вам что-нибудь рассказывал об их дружбе, там, отношениях, встречах? МК: А чего рассказывать, так сказать? Я… я и так всё видела. ЛЧ: Ну, скажем о… как они в Одессе снимались, не… не… не говорил ничего? МК: Нет, он подробности не рассказывал. (нрзб) чего там рассказывать? Я знаю, что они были очень дружны! Хотя я говорю, счас вообще вот… ну, счас не знаю, как в последнее время. Одно время же все дружили с Высоцким! Все абсолютно!!! Кому ни обратишься – этот друг, этот друг, этот друг. Не знаю (нрзб). Я знаю, что они с Жорой очень были дружны. ЛЧ: А Вы в этом доме давно живёте? МК: С сове… с его основания. ЛЧ: Вот, с 40-како… МК: С 57-го года. ЛЧ: С какого? МК: С 57-го. ЛЧ: С 57-го, да? МК: Да, да. А до этого я жила на Пушкинской площади, где мы вот… где, знаете, Страстной бульвар. Дом 2 – это ВТО, дом 4 – следующий, а мой – дом 6 был. ЛЧ: А Высоцкий Вам песни никакие не посвящал или Георгию Александровичу? МК: Нет. ЛЧ: А вот мы знаем, что… МК: А вот, да, вот когда вот, я говорю, он сидел вот у нас с Мариной тогда… ЛЧ: Да, да! МК: …она ему тихонечко так нашёптывала: «Володь, вот эту спой, вот эту, вот эту…», и он очень, так сказать, послушно себя вёл. И так, он там напоёт что-то, она говорит: «Нет, вот не так, что вот это, там, помягче или, там, наоборот что-то…», он повторял. Как же это я… ну, кто знал, что Высоцкий будет таким гениальным? ЛЧ: А вот мы знаем, что Георгию Александровичу он посвятил песню «Спасите наши души». Ну, Вы эту песню знаете? МК: Конечно. Но я не… ЛЧ: Не помните Вы такого? МК: Кого? ЛЧ: Ну, чтоб он посвящал ему эту песню? МК: Я не знаю… может быть. Может быть. Потому что, я говорю, он очень нежно относился к Жорочке. Вот я говорю, лекарства, там, это уже через Марину из Парижа он привозил. ЛЧ: Угу, угу. А как проходили съёмки «Внимание, цунами!», где это вообще было? МК: Ой, это я не знаю, я не была там. ЛЧ: В общем, Вы ничего не знаете про это, да? МК: Я не была, и я… я… мне фильм не понравился, и… и сценарий мне не нравился. Так что я… ЛЧ: Угу. МК: Я вот… вчера тут была картина «Грех»… позавчера, что ли… ЛЧ: Ага. МК: Он там, Жора такой страшный! Но он в этом отношении молодец: он никогда себя внешне не старался… он был в общем красивый мужик, интересный мужчина. Он никогда себя не старался прилизать, вот здесь покрасивше, как говорится – Боже упаси! Вот я помню, «Офицеры», Лановой: «Подхо… не, не, не, отойдите, отойдите, там!», когда они возраст пожилой играли. ЛЧ: Ага. МК: А Жору пудрили этим… он же тогда седым не был. Се… седину делали и всё. Он говорит: «Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!» ЛЧ: Угу. А… а на концертах у Высоцкого Вы не бывали? МК: Нет. Специально нет. Я была, когда в «Товарищ кино». Он же тоже, по-моему, участие принимал. Там я была. ЛЧ: А это когда было вообще? МК: Это вот в те годы. Там… были там, встречи со зрителем, были, конечно. Вот. Он с гитарой, он всё время, он с ней не расставался, он всё время с гитарой ходил, так сказать. Поэтому, конечно, он там пел. ЛЧ: Так, значит, на Невском, да? МК: А? ЛЧ: Это на Невском? МК: Как на Невском? ЛЧ: Ну, Вы говорите, вот вс… встреча с кино – это на Невском была, да? МК: Нет, что… да… «Товарищ кино» было всегда, да. ЛЧ: А, «Товарищ кино»! МК: Это называлась такая… ну, «Товарищ кино», там участвовали не только э-э-э… как говорится, звёзды кино, там и популярные очень – вот Кобзон принимал участие. ЛЧ: Ага, Ага. МК: Популярные и артисты эстрады и так далее. Это, так сказать, ну, сливки… ЛЧ: Ага… извините, я… я… МК: До этого были концертные номера (нрзб) ЛЧ: Извините, я просто не понял, где это происходило? МК: Во всех городах. ЛЧ: Ага. МК: А вот потрет этот – потому что это в Ленинграде было. Начали в Ленинграде (нрзб) ЛЧ: Ага. А насколько часто всё это происходило? МК: Насколько что? ЛЧ: Насколько часто? МК: Ну, месяца два. А-а-а… раза два в месяц. А ведь бывает и три. Это во многих городах. ЛЧ: А-а-а! Ага. Ага. МК: По всему Союзу ездили. ЛЧ: Понятно. А у них с Георгием Александровичем случайно не было таких вот, скажем, общих концертных программ, они вместе не выступали нигде? МК: Нет. У нас с Жорой была сцена, мы её играли. ЛЧ: Вы вместе, да? МК: С Жорой, да. ЛЧ: Ага. МК: Из «Живой жизни». ЛЧ: А насколько часто Владимир Семёныч у вас дома бывал? МК: Ну, не так, чтобы очень, но бывал. ЛЧ: Ага. Ну, были как… был какой-то период наиболее тесного общения, или в последние годы он не заезжал к вам уже? МК: В последние годы – нет. ЛЧ: Нет, да? МК: Нет. Перезванивались. Нет (нрзб), а так нет. ЛЧ: Угу. Значит, вот пик вашего общения – это где-то в районе фильма «Стряпуха»… МК: Вот, вот, вот, «Стряпуха»… ЛЧ: …«Внимание, цунами!», там, скажем, да? МК: «Стряпуха», «Внимание, цунами!»… ЛЧ: «Гастроли»… МК: «Опасные гастроли». Вот и всё. ЛЧ: Ага. Вот в этот период в основном, да? МК: В этот период, да, да, да. Вот да. И общались… и вот когда они только вот с Мариной Влади. ЛЧ: Угу. Муза Викторовна, а Георгий Александрович где работал за свою жизнь вообще, в каких театрах? МК: Тоже… только… тоже, там… ЛЧ: Только там, да? МК: …в театре киноактёра, да. ЛЧ: Только там. Угу. А вот Вы ничего не знаете о том, что Высоцкий написал песню по заказу кинотеатра… э-э… по заказу театра киноактёра? МК: Какую? ЛЧ: «Словно в сказке, на экране, и нужен чародей…», не слышали такую песню? МК: У-у. ЛЧ: Вот он сам говорил, что он написал по заказу театра киноактёра. МК: Ну, что же, значит… э… и ка… а к… и где она, так сказать, и… кем она исполнялась? ЛЧ: А только им. Она предназначалась вообще для актёров, чтоб актёры пели на выступлениях эту песню. Но почему-то никто её больше не пел, кроме него. МК: (нрзб) прекрасно, раз он… так, как он исполнял – так никто и не исполнит никогда. ЛЧ: Ну, это был ещё-то 70-й год, как раз тот период. МК: Да (нрзб) ЛЧ: А вот в общественных местах вы с ним не встречались, скажем, там, ЦДЛ, дом кино, театры? МК: Нет, в доме кино часто встречались. ЛЧ: Угу. А по каким поводам, не помните? МК: Ну, какая-то картина… какая-нибудь там была, он был и мы были. (нрзб) в ресторанчик ходили даже иногда там, в доме кино. ЛЧ: Ага. А вот, на… на кинофестивалях, скажем? МК: Нет, на фити… фити… фестивали – это в других городах уже было. Нет. ЛЧ: Ки… кинофестивали? Они в Москве были! Международные кинофестивали. МК: Да я знаю… я счас вспомню… нет, он там… Бондарчук, Скобцева, по-моему, там Володи не было. Так что… ЛЧ: Ага. А вот, скажем, с-с-с днём рождения когда-нибудь поздравлял он вас специально, звонил, там, приходил? МК: С Новым Годом поздравлял. ЛЧ: С Новым Годом? МК: Угу. ЛЧ: А с каким, не помните? МК: Нет. Ну, в те годы очевидно. ЛЧ: Угу. И в какой форме поздравлял он вас? МК: «Ребята, желаю, желаю!» Ну, тогда взаимно. ЛЧ: Угу. В с… в стихах не было никогда? МК: Нет, по-моему. ЛЧ: Угу. МК: Они ведь… Жора тоже писал стихи. Они… они собирались вот у нас когда дома, они соревновались в четверостишии. ЛЧ: Да? (удивлённо) МК: Угу. ЛЧ: Ох, и интересно как! МК: Да. У нас вообще дома было очень интересно всегда. ЛЧ: А это не осталось на бумаге? МК: Конечно, нет. Я и Жорочкины не могу найти. ЛЧ: Да ни… они п… они просто устно или записывали что-то? МК: Записывали! Дак… на… ну, на листочках, конечно. ЛЧ: Ну, значения не придавалось, да? МК: Не-е-ет! Это просто – как капустник, так сказать, как тост. (нрзб) ЛЧ: А что-нибудь не помните из этих стихов? МК: Ничего. Абсолютно! Я да… я Жорочкины счас иду, и он… он, с моей точки зрения ну, очень хорошие стихи, с таким юмором… я не могу найти эту тетрадь! ЛЧ: А Высоцкий как оценивал его дарование? МК: Он его очень любил как актёра, очень ценил. ЛЧ: Я – в смысле, как… как… э-э… как поэта, скажем? МК: Да нет, ну, они – так: давай, ты поэт и я поэт, давай! Вот так. ЛЧ: Ага, ага. А эт… это было у них как бы эпиграммами, что ли? Или… ну, в каком жанре они писали вообще? МК: Ну, типа, не… не то, что эпиграммы, ти… ну, типа тоста вот э-э… ЛЧ: Четверостишия, да? МК: Да, да. (нрзб) ну, 8, так сказать, строчек – вот так. Но не… не… не больше. ЛЧ: Ага. А Вы у него дома не бывали? Георгий Александрович не бывал ли? МК: Счас, секунду, наверно, были, по-моему. Только вот то… тоже на это вот… в районе Грузинской, вот здесь. ЛЧ: Возле зоопарка, да? МК: Да, да, да, да, да. ЛЧ: Малая Грузинская? МК: Да, да, да, да. ЛЧ: Бывали всё-таки, да? МК: Были, конечно! (нрзб) ЛЧ: Он вас сам приглашал, да? МК: Конечно. ЛЧ: А по какому поводу, не помните? МК: А я не помню. ЛЧ: Угу. Понятно. Муза Викторовна, ну, я Вам как-нибудь ещё раз позвоню, можно? МК: Пожалуйста. ЛЧ: Вот насчёт этой картины… МК: (нрзб) если вспомню. Может, я ещё что-то вспомню. ЛЧ: Конечно, конечно. МК: Вспомню, я человек (нрзб) я теперь записываю (нрзб) всё сделаю (нрзб), так сказать, со столькими интересными людьми я встречалась! ЛЧ: Да! Да… может быть… МК: Вот, пожалуйста. (нрзб) когда мне было, в 36-м году пере… а он и закрыт был, этот театр в 36-м году. А я участвовала в спектакле «Мольба и жизнь», последний спектакль по Жаку Дювалю… (нрзб) автор. ЛЧ: Ага. МК: …который во втором МХАТе шёл. Второй МХАТ же был в том театре, где счас Детский. ЛЧ: Ага. МК: Это Сац там всё сделала. Всем (нрзб) говорила, что Детский театр должен быть на Театральной площади: Большой, Малый и Детский. Вот она всю эту заваруху начала. Ей сказали, что второй МХАТ… есть один МХАТ, зачем второй МХАТ? Вот так вот. Не пошло. А я там вот участвовала в этом спектакле. ЛЧ: А-а-а, вот оно что! МК: Да. ЛЧ: Понятно. Муза Викторовна, а ещё в каких-то городах Вы с ним не пересекались? МК: Не помню. ЛЧ: Кроме «Стряпухи». МК: Нет, по-моему. В фильмах – нет. ЛЧ: Не в фильмах, а так, в жизни вообще? МК: Не помню. Где-то наверняка «Товарищ кино», где-то раз и… ЛЧ: Ага. То… только в этом, в «Товарищ кино», да? МК: Да. А так – нет. ЛЧ: Угу. МК: Да наверняка, потому что мы… ЛЧ: А вот я ещё слышал, значит, такую версию, что на «Стряпухе» актёры очень сильно усугубляли, значит, этим… ну, спиртными напитками, там, в общем, какие-то проблемы возникали. МК: Нет. ЛЧ: Нет? Нормально всё было, да? МК: Нормально. ЛЧ: Ага. МК: Нет, группа была очень хорошая и очень добрая. Выпивали, всегда выпивали. Но, я говорю, вот когда я приехала, всю ночь сидели, и он с гитарой всё. Никаких эксцессов, никаких ничего! ЛЧ: Ага. А о том, что в этот месяц у него свадьба была, Вы знали? МК: В каком месяце? ЛЧ: Вот в июле 65-го года, во время съёмок «Стряпухи». МК: У Володи свадьба была? ЛЧ: Да. МК: С Мариной? ЛЧ: Нет, с-с-с… МК: А, с Абрамовой? ЛЧ: Да, с Люсей. МК: Ну, мы знали, что у него жена и двое детей. Это мы знали. ЛЧ: Ну о свадьбе не знали ничего, да? МК: Не-а. Ну, мы знали, что о… она официальная жена – это мы знали. А когда свадьба, что… наверно, это в Ленинграде было. Она же питерская. ЛЧ: Нет, она моско… москвичка она. МК: Москвичка? ЛЧ: Угу. МК: Это, наверно, потом. А тогда она, по-моему… (нрзб) ЛЧ: Они просто познакомились там. МК: А-а-а, ну, это я помню, на «Се… самолёт просит посадку»… на… ЛЧ: Да, да, да, да. МК: Да, да, да, да. ЛЧ: Где Шагалова играла там… МК: Да, да, да, да! ЛЧ: …главную роль. МК: Да, да, да, да, да. ЛЧ: Угу. МК: Ага. ЛЧ: Угу. МК: Вот это я и знала. Она (нрзб) да, да, она и, кстати, говорила тут вот, говорит, вот там про Высоцкого, там, ходят всякие, там, что он… ЛЧ: Ваша соседка. МК: Да ну, это моя подруга! ЛЧ: Ха! МК: …вот, мы с ней на одном курсе же учились! Вот. И э-э-э… и она говорила: «Вот Володя, говорит, у меня часто, говорит, занимал деньги, но всегда отдавал минута в минуту! Вот брал на… э-э… до вечера – вечером принёс, вот так вот. Поэтому я, говорит, ему всегда буду давать, всегда буду одалживать, если ему нужно!» ЛЧ: Угу. Нет, но а вообще вот, основное занятие вот в свободное время между съёмками на «Стряпухе» какое было? МК: Да ведь, соб… собственно, свободные вечера кабы были – как вот сидели вот в саду, конечно. ЛЧ: (нрзб) МК: Конечно, э-э-э-м-м… пили. Да там, знаете, там вина, значит, такие были… ЛЧ: Ну, дешёвые, да. МК: Слабые, слабые, да. ЛЧ: Ага. МК: Такие вот (нрзб) ЛЧ: В общем, развлекались так, да? МК: Ну, а чего же нет? Конечно! Но с… с-с… сильных этих крепких не пили. ЛЧ: Угу. Вы там ма… Вы там были почти весь период, да, съёмок? МК: Много я была, долго. ЛЧ: Много, ага, понятно. Хорошо, Муза Викторовна! Ну, уж, в общем-то, можно будет как-нибудь подъехать, пе… этот… переснять этот портретик у Вас? МК: (нрзб) только знаете, то… Вы тогда только это… последняя лампочка, потому что днём, я когда говорю… вот я написала… где написано: «Желаю большого счастья!», я смотрю на этот портрет счас… ЛЧ: Ага. МК: …там светлыми под портретом. А вот где они – это надо смотреть специально, потому что он так сбоку… и когда я говорю: «Вот здесь вот!», говорит: «Где? Где? Где? – так смотрит, А-а-а, да, да, да, он говорит…» ЛЧ: Ту… тускло, да? МК: Да, тускло и-и-и… ЛЧ: Ну, ничего, это переснимем. МК: Вы мне тогда, так сказать, просто лампочку посильней берите. ЛЧ: Ага. Конечно, конечно. МК: Ага. ЛЧ: Конечно. А когда Вам можно так вот реально позвонить, чтоб уже… МК: Ой, счас я… счас я не могу Вам сказать ничего. Я счас очень себя плохо чувствую. ЛЧ: А-а-а… (вздыхает) Ну, что ж, Муза Викторовна, спасибо Вам огромное! МК: Да. ЛЧ: Ну, тогда через недельку можно позвонить? МК: (нрзб) Пожалуйста, позвоните и договоримся. ЛЧ: Хорошо, Муза Викторовна! МК: Угу. ЛЧ: Кстати, Вам от Галиевых привет большой! МК: От кого? ЛЧ: От Га…
беседа по телефону 22.05.1998
Крепкогорская Муза Викторовна
Лев Черняк: …ка. Муза Крепкогорская: Прописка, что «Музочка… или Муза, я сделал то… то, что о чём просил, что ты ей напишешь! Володя Высоцкий». ЛЧ: А что он сделал? МК: Ну, он мне там принёс (нрзб) что… что там было… ЛЧ: Чего, чего? МК: …ле… лек… лекарства для Жоры принёс там, это принёс и оставил записочку. ЛЧ: Ну, надо же, а! МК: Ну, я её, конечно, найду! Ну, Вас же… у Вас время поджимает? ЛЧ: Да нет, не поджимает, нет, нет, нет, что Вы, что Вы! МК: Я… я знаю, что я её найду. ЛЧ: Угу, угу. МК: У меня просто был ремонт, там, был (нрзб). ЛЧ: Ещё интересно, плёнка если б нашлась – вообще бы здорово было бы! МК: Да! Мне самой нужно очень! ЛЧ: Это всё очень ценно!
беседа по телефону 22.10.1998
Теперь мне уже не вспомнить, звонил ли я Крепкогорской, и сколько раз звонил, и о чём были наши разговоры… наверняка ведь звонил… но совершенно точно, что ни один из обещанных экспонатов мне не довелось подержать в руках. Почему я не писал эти разговоры? Вероятно, я полагал, что никогда не забуду об их содержании. Сейчас же я в тысячу первый раз проклинаю себя за эту идиотскую самоуверенность! После её смерти имуществом семьи распоряжался В.И. Мережко, который по моей просьбе передал мне несколько магнитных лент из квартиры, на которых я ничего не нашёл по делу. Вскоре туда въехали какие-то родственники Юматова, и я, договорившись с ними о встрече, послал вместо себя одного моего приятеля, который, с его слов, заснял на этой квартире видеосюжет с участием того самого портрета и гитары, на которой якобы играл ВВ. Я даже не нашёл времени на то, чтобы хотя бы просмотреть этот материал. С этим приятелем давно уже нет никакой связи, хотя я был уверен, что мы с ним навсегда останемся в дружеских отношениях. Я знал, что нужно было снять копию хотя бы ради смеха, на всякий случай, но мне, как всегда, не позволила это сделать сумасшедшая занятость. Как же я сейчас ценю казавшиеся мне когда-то глупыми наставления старших по опыту товарищей: «Отложи все дела и сделай отчёт о походе или поездке!» Очень хочется сегодня особо отметить участие в моём воспитании Игоря Рогового, недавно ушедшего от нас. Хоть я и высказывался о его влиянии на ход музейно-научной работы не совсем положительно, но именно он меня буквально обязал во что бы то ни стало находить возможность записывать любые разговоры с очевидцами, выпрыгивая из кожи! И эти слова постоянно гремят в моей голове как Царь-колокол, не давая расслабляться.
|