Владимир Высоцкий. Форум.

Живая жизнь. Живое общение.
Текущее время: 28 мар 2024, 14:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 24 сен 2013, 19:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 окт 2012, 06:43
Сообщений: 4705
Изображение

А жизнь кругом бурлила...

(заметки о том, как записывался музыкальный архив)

В конце 1970-го года, в декабре, в составе группы Минсвязи по проектированию и строительству станции спутниковой связи, я уехал на Кубу. В это же время в Гавану приехала группа наших телефонисток с международной станции Москвы, Ну мы, естественно, там перезнакомились, делились своими впечатлениями о Кубе и рассказывали, кто где работает в Москве... В этой группе была Люся Орлова. Она работала начальником смены международной телефонной станции, и, как выяснилось, хорошо знала Владимира Высоцкого. Я, как я все нормальные люди, был поклонником Высоцкого, с его песнями я был знаком с конца 60-х годов, а Люся рассказывала об активных телефонных переговорах Володи с Мариной, это всё мне было интересно и Люся мне сказала: «А хочешь, я тебя с ним познакомлю?», и в театр на Таганке обещала сводить. Надо сказать, что и познакомиться с Высоцким для меня было из области фантастики, и в театр, куда не попасть и билетов не купить - тоже... В общем мы договорились, и когда я вернулся весной созвонился с Люсей...
И вот мы с ней встретились, пошли в театр, и там она познакомила меня с Высоцким. Сами понимаете, чтО для обычного человека значило такое знакомство... Володя был очень обаятельный человек, это понятно актер все таки известный, но и общительный очень - говорит, не пропадай, телефонами мы обменялись. Он мне дал свой телефон и я ещё так удивился, Естественно, мы поговорили кто я, чем занимаюсь, где работаю. Я рассказал про НИИ Радио. Спутниковая связь... и так далее... Володя был очень внимательным слушателем и весь этот разговор, все мои рассказы он впитывал, как губка, - для него это вообще любимое занятие было - у него всегда была склонность ко всяким вещам, которые он не знает, вообще интерес к науке, технике, профессиям разным... С тех пор мы стали общаться довольно часто.
Потом прошло какое-то время, может быть через несколько месяцев точно не помню, я предложил Володе датъ концерт у нас в НИИ Радио. Он говорит: «Нет проблем, пожалуйста». Таким образом, был организован этот концерт. Вернее, их было два. В первый раз полностью, битком зал был забит, человек 400 пришло, и не хватило мест, а там из министерства просились, вот и пришлось второй организовывать. Тогда концертов официальных Володя давать не мог, и они организовывались как «творческие встречи» и, разумеется, не афишировались особенно. Хотя партком держал ушки на макушке, тем не менее, они противодействия не оказывали. Партком парткомом, а Высоцкий Высоцким. И вот концерты состоялись. Я, конечно, видел неоднократно Володю в театре, но на концертах он просто гипнотизировал зал. Его воздействие на аудиторию было невероятным. За все время нашего знакомства с Высоцким я побывал, наверное, на десятках концертов, могу с уверенностью сказать, что среди современных эстрадных исполнителей нет таких, кто с ним мог бы сравниться по умению вести за собой публику. Я был на концертах с ним очень много. В другие закрытые институты его возил, И когда мы писали с ним пленки почти каждый день, я его много видел, мы были в простых отношениях более менее, но это было настолько завораживающе, гипноз какой-то.
После Кубы я купил первый стерео магнитофон, AIWA катушечный, большой, и когда Володя узнал, что я радиоинженер и разбираюсь в звукозаписывающей аппаратуре, микрофонах, возник разговор, он говорит, я ктебе заеду посмотреть, повидаемся, может быть, чего и запишем. И мы договорились на какой-то день. Ко мне пришли два близких моих друга, я жил тогда на Обручева в комнате 10 метров в двухкомнатной квартире с соседкой, но соседки, слава Богу дома не было. Володя приехал в 12 ночи примерно после спектакля и до двух ночи мы записывали. Сразу пленку подготовили, и он был готов, во всяком случае, песни были новые в основном. Володя пел, и мы слушали сразу, как записали - ему очень понравилось, видимо, он на такой аппаратуре не писал раньше. Что-то ему не понравилось, когда он спел, помню, песню «Переворот в мозгах...» - там был какой-то куплет в конце, которого я не слышал потом. Вот я жалею, что ее стерли. А поверх он сразу записал что-то другое, а про эту песню тиши - потом спою. И мы записали, по-моему, 10 песен. Ну и стол мы подготовили, выпивка была, закуска, он, конечно, ничего не пил, потому что он из театра приехал и был ко всему прочему в завязке. И когда он уехал, мы уже, конечно это всё опять крутили, и наклюкались очень прилично. До утра мы так сидели, и соседи в доме вызвали милицию -и сказали, что там вот Высоцкий орет всю ночь, а это уже магнитофон был.
Потом мы с ним в театре часто встречались, он на спектакли приглашал. Я на Матвеевской у него часто бывал, когда он там жил, и к маме его мы с ним приезжали на улицу Шверника. Не знаю почему, но как-то мы с ним быстро не то, чтобы сдружились, но, по крайней мере, он к себе допустил, как я это расцениваю. Много с кем довелось познакомиться у Володи, с Севой Абдуловым, например, с актерами театра на Таганке - с Бортником, Дыховичным, Хмельницким, Филатовым. Много было общения у Севки Абдулова... Марина Влади приезжала. Но когда она приезжала, то с ней круг общения Володя ограничивал, потому что всё-таки это Марина, но и тогда, тем не менее, мы общались, он просил помочь что-то сделать, куда-то поехать.
Второй раз мы писали уже дома у Володи на Матвеевской. Я попросил своего товарища одного привезти специально из Японии систему, Володя за нее деньги заплатил - всё как положено. И вот тогда приблизительно или, скорее, во время первой записи возникла идея, что надо всё записать. Это была моя идея. Он говорит что да, конечно, это хорошо, - на что? И вот после купили эту технику - магнитофон «Акай», Пионер - там был усилитель, колонки - ему это жутко нравилось. Аппаратура была очень хорошая. В первый раз пленка была записана у меня. А дальше как бы пошло продолжение - на его аппаратуре дома у него. Писали мы всегда вдвоем - он никогда сам не писал.
Но несколько условий мы оговорили. Первое, что я буду хранить архивы. Второе что это архивы дома у Володи не могут быть, потому что украдут - совершенно даже нет вопросов. Ппэтому я приходил со своими пленками и записывал. И уносил. Всё что ему нужно было я, естественно, переписывал. Он иногда просил для кого-то сделать. Это было нечасто. Промыслову в Моссовет, например, когда вопрос решался с квартирой. Одна кассета. Для Марины писал. Ещё кому-то для ребят писал. Мне сейчас трудно вспомнить...
Мы начали писать. Было единственное что - репертуар он определял сам. Я его, например, просил песни из «Вертикали» записать, а он сказал: «Нет, то, что записано на студиях, для фильмов, писать не будем». Ну не будем, так не будем. Не писал он, конечно чужих вещей, Хотя некоторые песни других авторов он когда-то пел в компаниях, на концертах даже, объявляя, что это не его песня, Игоря Кохановского, например, «Бабье лето он пел. Но это мы не писали. И в общей сложности как я помню, мы записали около четырехсот песен. Иногда приходилось переписывать - мы начинали писать, а потом он сбивался или ему не понравилось что-то, и начинали заново. Или с голосом например что-то... Перематывали пленку и записывали заново.
Поначалу разгон был хороший, а потом у него как-то этот энтузиазм спал... Он был всё время занят. То на съемках, то театр... Он сам говорил: «Давай запишем!» Я деликатно просил выбрать время. Дергать, конечно, не мог, не в тех отношениях мы были. Потом он много ездил по Союзу с концертами, понятно, - зарабатывание денег, все таки на Марину хотелось произвести впечатление. Он очень хотел всё-таки чувствовать себя человеком независимым. Естественно, дом этот, строительство, дача у Володарского, там много чего было. Накладывалось всё. И естественно, тормозило процесс.
Писали не более 10 вещей за один раз. Трудно, во-первых, он пел, уставал. Восемь-десять песен. Когда писали, мы же не думали, что всё это кончится. Как это могло кончиться? Писали, чтобы был архив. Даже не архив, а такая базовая коллекция, он об архиве не думал, он хотел, чтобы был комплект хорошо записанных вещей. С которых можно, вот как он скажет, - Промыслову, или для Марины сделать запись, для матери, для отца.
Да и уже в то время, у него пошли в Париже записи. И уже начали выпускать пластинки. Вообще пластинки это вопрос для него был принципиальный, это было очень сложно не только репертуар согласовать, а пробить песни вообще.
Потом появилась у Бабека сумасшедшая аппаратура, с моей просто несоизмеримая - у него она стояла на даче в Барвихе. Там у него был каминный зал с огромными колонками киловаттными. А в смежной комнате сзади стояла эта вся аппаратура. Тогда это было очень круто. И Бабек его немножко записал. Володя начал и у Шемякина записывать... Дело в том, что к тому моменту пик его славы был такой серьезный, и предложений очень много было Володе... Он писал и у Саши Митты. Там когда они регулярно работали... Потом оркестр Гараняна, который у нас вышел на пластинках. Мы тогда ездили с ним на студию, когда он записывал с оркестром. На каких-то записях гараняновских я тоже был, просто слушал. Потом пластинка вышла. Это был, конечно, прорыв серьезный.
Мы записывали всё время. Я не помню сейчас, когда процесс остановился, потому что общение все равно шло. Марина приезжала, он просил что-то помочь, с матерью с его иногда отвезти куда-нибудь что-то передать. Я тогда был холостой человек, я мог кататься как хотел - время было, в общем.
Жизнь она ведь не только эти записи... Я вот, например, хорошо помню, как однажды пришлось Андрея Тарковского подвозить от Володи домой... Артура Макарова хорошо знал, Говорухина, Володарского, Вадима Туманова, Янкловича, Анатолия Гарагулю – знаменитого капитана «Грузии», Володю Борисова, Олега Халимонова
В Пицунде отдыхали рядом - он с Мариной и её ребятами в санатории, а я дикарем. Я в курсе был конечно, что они туда едут. Я тоже был на машине и отдыхал дикарем. В Пицунду в то время было очень сложно попасть. И вот разбил я там на побережье палатку, машина рядом стояла. И вот Володя с ребятами приехали ко мне. А тут как раз подошел катер с военными моряками. А Марининым ребятам же интересно, и я сказал морякам, что вот. мол, Высоцкий и детям разрешили полазить по катеру. Ну ребята зашли посмотреть - поднялись на борт, а моряки в это время занимались исследованиями какими то на дне у них были акваланги. Маринивы дети попросились покататься, их там на веревке покатали, поплавали. Вот это я заснял на фотопленку, - у меня с собой фотоаппарат был, и я все это зафиксировал, значит. Ну это приятные моменты. В Одессу, Володя меня направлял к Анатолию Гарагуле на теплоход «Грузия» поплавать. С моей супругой мы ездили в круиз Одесса-Сухуми-Одесса. Тогда же он и сам прилетал в Одессу. Только не помню я, который год это был...
Володя всегда поздравлял меня с днем рождения, а вот его день рождения был таким закрытым делом, - он вообще скрывался все время в эти дни. Единственно, я ему подарил гитару как-то на день рождения. Была гитара такая черная, он есть с ней на фотографиях. Я пошел в комиссионку на Баррикадной. Это было году в 1973-74. Я ее увидел в комиссионном магазине на Садовом кольце «Музыкальные инструменты» знаменитые. Семиструнная гитара рублей за 90, - по тем временам немалая цена, это было дорого, конечно. Говоря о цене, я имею в виду что гитара, видимо, была какая-то необычная, ручной работы. И я ее купил и когда я подарил, Володя просто обалдел. Он сразу понял, что это ручная работа. Так он был доволен, и мне было очень приятно. Потом он Петру её отдал, по-моему, Марининому сыну. Просто я ее не видел, она исчезла как-то, Через несколько лет это было уже. А так он много на ней играл.
Саша Репников в то время появился. Он был поклонник творчества Высоцкого сумасшедший абсолютно, просто, наверное, как все мы, он тексты собирал и сборники эти печатал. Он у меня что-то брал слова уточнять, потом он сделал первый сборник, дал Володе, тот его читал, правил, и потом конечно этими текстами пользовался.
Мы с ним были как-то у Люси Орловой на междугородней станции телефонной, по-моему на Таганке это было, я хорошо помню, что он пел для связисток и сказал, что сейчас Алла Пугачева должна приехать. И она не приехала тогда, он там пел, извинился и пел второе отделение. А связисткам все равно было, они и рады были. Тогда и Пугачеву никто не знал, она только начинала. А я ещё удивлялся, что за Алла Пугачева? Когда вышли пластинки Володины , я их коробками покупал и друзьям дарил. Он сам мне сначала подарил с дарственной надписью. И на Гамлете я часто бывал, раз десять, наверное. Вижу как-то у него в гримёрке на столе пачка фотографий лежит, где он в костюме Гамлета. Он говорит: «Хочешь, я тебе такую подарю?». Я говорю: «Конечно, Володя». И я никак не ожидал, что он такие проникновенные слова мне напишет.
Вообще Володя был с друзьми и близкими мягок и внимателен. Вот я помню, он мне как-то привёз одну рубашку, которую в Париже купил - я проносил 8 лет. Вот такой вот Володин подарок. Хотя я бы сказал что на самом деле в его присутствии - я конечно не знаю, как другие - но мне кажется, что даже Сева Абдулов, ближайший друг, и то чувствовал себя несколько сдержано или скованно, без панибратства что ли. Это было связано именно с тем, что отношение к нему было такое - мы понимали, с кем рядом мы находимся. Я мог там сказать, допустим, Абдулову: «Севка, давай там мы с тобой сфотографируемся вместе...», например. С Володей я себе такого никогда не мог позволить. Я просто знаю, я видел, как другие люди к нему относились, более близкие, чем я, как это всё происходило. Это вообще вопрос психологически очень сложный. А потом, я считаю, что Володя был искусный гипнотизер. У него аура была очень сильная. Ну и обаяние, помноженное на колоссальную работоспособность, творчество вообще, на его песни замечательные, и роли в кино, в театре - давало такой вот фантастический результат когда его слушала вся страна. Вот вспоминаю эпизод даже, когда поэт один известный набросился на Володю чуть не с кулаками в ресторане ВТО. Мы были втроем с Севой Абдуловым, Володя, конечно, и я. И вот этот поэт (в хорошем подпитии) подходит к нашему столику и начинает зычным своим голосом на весь ресторан на Володю: «Ты думаешь что? Ты всю страну поставил перед собой на колени! Ты считаешь себя богом...» и тому подобное. И я вижу как у Володи сжимаются кулаки. А тот продолжает.., и тогда Володя так спокойно говорит Севке: «Убери его отсюда, а то я сейчас ему морду набью». Это к тому, что завистников у него хватало. Даже, наверное, и сейчас хватает. И при этом такой все-таки внимательный, через него половина его знакомых машины, например, ремонтировала, тогда это проблема почти неразрешимая была. Он на сервис знакомым мастерам звонил, и машину в ремонт ставили. Я вот тоже как-то долбанул крыло и он позвонил и сказал: «Поезжай, там тебе всё сделают без очереди».
Записи это был такой элемент, а жизнь вокруг нас бурлила...
26-го июля 1980-го гола мне утром позвонила Вани Бортника жена Татьяна, я поехал на Малую Грузинскую проститься с Володей. И пробыл там всё время.
Когда Володя умер, тогда Марина сказала, что надо как-то все архивы в порядок привести и вот собирание всех этих записей - это мой вопрос, поэтому я тогда начал их собирать, что у кого было, и Володины личные пленки остались тоже у меня. Фотографии собирать было поручено Чижкову, кино там и видео ещё кто-то занимался. Так эти пленки вот сохранились до сегодняшних дней.



_________________
Мы откроем нашим чадам правду - им не всё равно...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 24 сен 2013, 22:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 23 окт 2012, 21:40
Сообщений: 38
Цитата:
Так эти пленки вот сохранились до сегодняшних дней.

Не все. По крайней мере одна из личных Высоцкого (со студийными записями за границей) уехала в Германию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 25 сен 2013, 19:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 мар 2013, 21:34
Сообщений: 854
В этом интервью одни недомолвки. Я знаю о некоторых вещах, обозначенных здесь, совсем другое, и эта информация - от Мустафиди через посредника. Может быть, он и наговорил в десятки раз больше, чем видно в тексте? Но зато коротко и читать приятно! Можно было сделать ещё короче.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 06:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 окт 2012, 06:43
Сообщений: 4705
В этом интервью одни недомолвки.

Вообще-то, по большому счёту, это не интервью. Это заметка, напечатанная в буклете к комплекту из 14 CD ВВ от Мустафиди.

_________________
Мы откроем нашим чадам правду - им не всё равно...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 09:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 мар 2013, 21:34
Сообщений: 854
по большому счёту, это не интервью.

Совершенно верно! Но это интрига, оставляющая ещё больше вопросов и недоразумений, чем их было до этой заметки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 14:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 окт 2012, 06:43
Сообщений: 4705
Но это интрига

Лёва, мне понятно ваше благое намерение опросить всех без исключения людей, которые общались с ВВ. Но на то должна быть и их воля. Я помню, как МЦ сетовал на то, что Куравлёв отказался с ним общаться, дескать по той причине, что с эмигрантами он не намерен разговаривать. А вы пробовали, допустим, к Куравлёву подкатить?
заметка, напечатанная в буклете к комплекту из 14 CD ВВ от Мустафиди

А кто-нибудь отважится скан этого буклета здесь выложить? Тот текст заметки Мустафиди, который я здесь опубликовал, заимствован с форума на Куличках, который там представлял svetliok, без малого 10 лет назад.
См. здесь: http://web.archive.org/web/200503110619 ... 00399.html

_________________
Мы откроем нашим чадам правду - им не всё равно...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 17:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 мар 2013, 21:34
Сообщений: 854
А вы пробовали, допустим, к Куравлёву подкатить?

Кстати, нет. С ним беседовала Симакова, но от этой работы и следа не осталось. А значит, что её и не было вовсе!
Но на то должна быть и их воля.

Конечно! И настроение. Даже если кто-то отказывается говорить, то это уже есть какая-то информация: значит, есть, что скрывать. Молчанием человек сам на себя навлекает сплетни, а потом некоторые из них сильно возмущаются - почему кто-то высказывается от их имени! Хотя некоторых мне удавалось раскрутить, с условием, что мы говорим только о том, о чём пожелает собеседник. Некоторые просили вообще закрыть материал, что я и исполняю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 17:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 окт 2012, 06:43
Сообщений: 4705
Кстати, нет.

Но у вас, Лёва, я думаю, есть список лиц, которых необходимо проинтервьюировать, и вы потихоньку там вычёркиваете тех, с кем уже удалось пообщаться. :wink:

_________________
Мы откроем нашим чадам правду - им не всё равно...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 18:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 мар 2013, 21:34
Сообщений: 854
есть список лиц, которых необходимо проинтервьюировать

Списки есть огромные, по каждому населённому пункту. Опрошенные полностью вычёркиваются очень редко, так как невероятно трудно работу довести хотя бы до видимого завершения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Воспоминания Константина Панайотовича Мустафиди
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 18:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 окт 2012, 06:43
Сообщений: 4705
Это настоящая подвижническая деятельность без какого-либо намёка на выпячивание самого исследователя. Огромный констраст с известным БРЕХТоведом, который никак не может сойти с эгоцентрической орбиты, да ещё и парочку сателлитов подсадил на свою траекторию. :D
Лёва, надо срочно выходить в народ и издать все интервью в кратком изложении. Есть ведь книга такая - все произведения мировой литературы в кратком изложении в одном томе. :D

_________________
Мы откроем нашим чадам правду - им не всё равно...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB