22 января в Кошалине завершился
IV Международный Фестиваль
документальных фильмов о
Владимире Высоцком, где на суд
зрителей были отданы 12 фильмов,
предварительно отобранные
членами международного жюри из
присланных на конкурс более
сорока картиндокументов из
разных стран мира. Большинство
голосов зрителей получил
российский документальный
фильм „Смерть поэта”, созданный
режиссёрами Виталием Манским
и Ольгой Дарфи в 2005 г.
Победил
„Беспощадный реквием”Уютный затемнённый зал Гарнизонного
Клуба Кошалинского Военного Округа с ок
намивитражами, а в них – поющие жар
птицы на огненных ветвях. В глубине зала
за небольшим экраном – портреты Высоц
кого с его гитарой в центре. За накрытыми
подомашнему столами сидят зрители. Уп
ругой волной соскальзывают с плеч длин
ные волосы молодой девушки, сверкает
седина ровесников Владимира Высоцкого.
Что же заставило этих людей из разных
уголков Польши разных возрастов и раз
ных профессий в этот морозный солнеч
ный уикэнд отправиться на „крайний се
вер” Польши, чтобы с утра до вечера
всматриваться в кадры иногда неважного
качества на небольшом экране на этом
киномарафоне?! ...Пусть каждый из нас
ответит на этот вопрос в меру того, на
сколько коснулась его в жизни стрела
„страстей Господних”...
Фильм победитель был показан пер
вым. Жаль, что не последним. Его страш
ная сила, обнажающая до дна трагедию
борьбы гениального поэта со смертью в
течение последних его 205 дней, уводит
восприятие в самые верхние регистры
шкалы восприимчивости. После него и
соль – не солона, и патока – не сладка.
Все последующие фильмы сливаются в
единый одиннадцатичасовой разговор о
нём его великих женщин (Людмилы Абра
мовой и Марины Влади), великих совре
менников (Юрия Любимова, Леонида Фи
латова, Булата Окуджавы, Бэллы Ахмадду
линой, Юрия Трифонова, Василия Аксено
ва, Михаила Шемякина и многих других),
родных и близких друзей. Бальзамом на
душу ложатся в перерывах этого разгово
ра фильмы с личными выступлениями
Владимира Высоцкого. Часами слушать
его живой голос, наблюдать за движени
ем его скул и глубокой бороздой свода
бровей в этой специфической ауре… да
же для инженеровзнатоков принципов
видео– и звукозаписи может показаться
явлением метафизическим. Тем глубже
происходит погружение в него, чем плав
ней и мягче звучат в перерывах между
фильмами изложения их сути попольски
инициатором, организатором и вдохнови
телем этого мероприятия – высоцкове
дом Марленой Зимной.
Наиболее пострадавшим от силы заря
да фильма первого оказался фильм по
следний – „A voice from Russia: The World
of Vysotsky” американского продюсера
Джозефа М. Расина, в котором были соб
раны воспоминания широчайшего круга
замечательных людей того времени, начи
ная с международных обозревателей и
кончая утончёнными поэтессами.
Ещё плыли по экрану строки тихого муд
реца Окуджавы на заморском языке:
„...that he blew out his handle too soon…”,
ещё раскачивалась в такт своим речам
отрешённая в своих воспоминаниях Бэлла
Ахмаддулина, ещё умолял нас сам Высоц
кий с подстрочником для американцев:
„Nothing is sacred!”, а большинство зрите
лей уже сложило вчетверо свои листки бу
маги с названием фильмапобедителя…
Решение оказалось почти единогласным.
За фильм „Смерть поэта” проголосовали и
те, кто утверждает, что миру нужны лишь
творчество и гений Высоцкого, а не под
робности его агонии, и те, кто считает, что
двадцать ампул морфия ежедневно никак
не сказывались на детище их творца.
Приз фестиваля – статуэтка Высоцкого
из золота и платины работы американско
го ювелира – отправляется к Виталию
Манскому в Москву, а я на прощание, ис
пытывая внутреннее чувство долга и бла
годарности, преподношу символическую
красную розу от имени соотечественни
ков Владимира Высоцкого „теневому
директору” этого фестиваля, исполняюще
му с невиданным радушием и заботой в
единственном своём лице все вместе
взятые функции катеринга, маркетинга,
менаджемента собственными силами и
на собственные средства. Домашний уют
и тепло всех организуемых высоцковедом
Марленой мероприятий, посвящённых
предмету её самоотверженного труда, да
рит нам всегда безвозмездно мама Мар
лены – Ингрид Зимна!
Светлана Биль, Кошалин стр. 13.
http://www.gazetarosyjska.pl/pliki/0028.pdf