Мне раньше не нравилась т.н. "китайская серия".
Серия - хорошая, но изучать историю Китая, наверное, следует не только по ней...
В Мао самое удивительное - что его правление по китайским меркам было временем большого прогресса в плане справедливости, милосердия и человечности власти по отношению к людям, в плане учета ею горестей и радостей отдельных людей, в плане отказа от групповой ответственности в пользу индивидуальной, и вообще в плане персонализма и гуманизма. Такая замечательная там была традиционная культура и политика, что марксистский коллективизм в его китайской адаптации, этот самый маоизм, оказался во всех этих отношениях огромным шагом _вперед_.
https://drizida.livejournal.com/4684.ht ... 796#t30796По Китаю есть еще одна очень важная вещь: по уровню жестокости и произвола Мао практически не превосходил китайскую традицию. Там за вину человека официально казнили и карали его родственников просто как заложников за него сотни лет, это отменили только около 1900 года или в конце 19 века (точную дату не помню), а уж что там делали во время смуты перво йполовины 20 века - не сосчитаешь. Ситуация второй половины 19 века - 1900 года отражена довольно адекватно, напр., тут:
http://ttolk.ru/?p=16004К голоду и изнурения населения относились совершенно наплевательски. При внутренних войнах резали умопомрачительно.
Мао на этом фоне - несмотря на лозунги классовой войны и их реализацию - не сказать чтобы как-то заметно понизил уровень жестокости, притеснений и угнетения "по целесообразности", бесправия и т.д. сравнительно с их официальным и реальным уровнем в 19 веке и реальным - в десятилетия смут. Самые страшные его дела на этом фронте - это, пожалуй, расправа с "сельскими эксплуататорами", причем ее он отдал на откуп самим деревням: бедняки и середняки каждой деревни получили право сами решать, сохранять ли жизнь своим кулакам, помещикам, сельским ростовщикам и пр. и пр., или казнить их. Уничтожено было несколько миллионов человек. И, конечно, великий голод от коллективизации.
Но разрыв всего этого великолепия с тем, что было раньше, и в помин не шел по масштабам с тем разрывом, который ввели большевики. В России родственников не казнили зпа родственников никогда - а если бы, как в Китае, это в России делали стандартно тысячи лет до 1900 года, то и большевистской системе взятия заложников была бы совсем иная цена.
Во многих отношениях Мао даже улучшил ситуацию сравнительно с кит. традиц. нормой: родственники казненных при нем не подлежали непременной репрессии.
Уровень и прод. жизни при Мао - исключая годы голода послде коллективизации - поднялись. Гражданской войне на весь Китай он положил конец (и в отличие от случая большевиков, ее не коммунисты начали - ее начали враждующие кланы элиты), причем его гоминдановские противники довели основную массу людей до состояния, лучшего, конечно, чем состояние Китая в годы коллективизации и голода, но худшего, чем состояние Китая во все прочие годы правления Мао.
Поэтому Мао для Китая - совсем не то, что большевики для России. И относятся к нему в Китае несравненно трезвее, чем в РФ к Сталину, скажем: официально считается, что Мао "две трети делал хорошее, треть - плохое", причем треть "плохого" не отмазывается и не отбеливается на том основании, что он делал и что-то хорошее. Это даже несмотря на их официальный китайский маоизированный марксизм как госрелигию.
https://64vlad.livejournal.com/141578.h ... 8#t6160138