Нашла интересный разбор одного из любимых мною стихотворений Высоцкого «Притча о правде и лжи» Андрея Скобелева.
Насколько мнение авторитетного высоцковеда может быть основополагающим, или же субъективным?
Неужели Высоцкий, сочиняя стихи думал о всех этих политических событиях, сюжетах картин великих живописцев, когда сочинял стихи, а не писал просто так
по наитию, от себя?
А.Скобелев: Сюжет, рассказывающий о взаимоотношениях Правды (Истины) и Лжи (Кривды, Клеветы, Вымысла, Басни) имеет богатейшую историю (первый из письменно зафиксированных текстов на эту тему — египетская сказка о Правде и Кривде, относимая к XII в. до н. э.). Этот сюжет, в конечном итоге понимаемый в этической и онтологической плоскостях (как борьба Добра и Зла, божественного и дьявольского), не только давно, но и прочно вошел в художественную, религиозную и философскую культуру разных стран и народов[2]. Отсюда — и чрезвычайно насыщенный интертекстуальный пласт рассматриваемого произведения.
Вот папример.
А.Скобелев:
КАКАЯ-ТО МРАЗЬ НАЗЫВАЕТСЯ ПРАВДОЙ — в СССР «Правдой» (кроме населенных пунктов, колхозов, кораблей, иных хозяйственных объектов) называлась главная газета советских коммунистов, печатный орган ЦК КПСС. Возможность этой политически вредной аллюзии в июле 1981 г. верно почувствовал и своеобразно высказал Шкодин М.С. (заместитель начальника Главного управления культуры при Мосгорисполкоме), пытаясь запретить постановку спектакля «Владимир Высоцкий» на сцене Театра на Таганке: «Слово “правда” у нас очень деликатное слово»
Далее,
А.Скобелев: ВЫПЛЕЛА ЛОВКО ИЗ КОС ЗОЛОТИСТЫЕ ЛЕНТЫ — ориентированность В.С. Высоцкого и на живописную традицию в развитии сюжета проявляется в косвенным «цитировании» картины С. Боттичелли «“Клевета” Апеллеса» (ок. 1494). Итальянский мастер пытался воссоздать несохранившееся произведение древнегреческого художника Апеллеса (вторая половина IV века до н. э.), известное по описанию, оставленному римским писателем Лукианом (II век н. э.). В прическу ее заглавного аллегорического персонажа прислуживающие Коварство и Обман вплетают цветы и ленты, призванные украсить Клевету. Голая простоволосая Правда изображена в левой части картины.
http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/ ... Prit4a.htm