Что бросается в глаза? В теме "художник и его время" высвечена только
одна составляющая, другая остается в тени. Но главное в том, что художник,
творец явлен активной, действующей силой, причем в отношениях не со своей
эпохой, а со своей судьбой. Более того, он как бы сам, единолично, только
своей свободной волей решает свою судьбу. Эта линия проводится очень
последовательно: шагнул под пистолет... в петлю слазил... подгадал себе
дуэль... лег виском на дуло. Кстати, касаясь той же темы в тексте "Свет
новый не единожды открыт...", ВВ тоже ставит художника в активную позицию:
Ушли друзья сквозь вечность-решето...
Почему он делает такие акценты? Это станет очевидным, если вспомнить
наиболее распространенную, обыденную точку зрения -- что, мол, эпоха
доконала. Высоцкий, конечно, не утверждает, что названные и сонм неназванных
поэтов не испытывали драматического давления своего времени и что эпоха
невиновна в их ранней гибели. Поэт, я думаю, хочет сказать о том, что в паре
"художник-время" обе стороны активны. О сложности (а может, и
таинственности) отношений художника с его временем во все века -- вот о чем
размышляет поэт.
http://www.lib.ru/CULTURE/MUSIC/TOMENCHUK/wysockij.txtНо надо, однако, заметить, что между "в петлю слазил" и "лёг виском на дуло" есть разница.
В первом случае - да, активность героя однозначна.
А вот второе оставляет неясность: Владимир Владимирович только лёг виском на дуло, а вот нажать на спусковой крючок могла уже и эпоха, этот вопрос остаётся открытым.