Владимир Высоцкий. Форум.

Живая жизнь. Живое общение.
Текущее время: 28 мар 2024, 16:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 428 ]  На страницу Пред.  1 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 ... 43  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 23 сен 2017, 15:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 22:40
Сообщений: 1369
Про Свифта ВВ говорил на концерте в МФТИ:

Цитата:
"Какая роль жизненного опыта в художественном творчестве?" <Записка В.Фещенко (инф. из статьи К.Рязанова в газете «Троицкий вариант» N1 от 17.01.2006)>. Большая роль. Но это — только база. Вы понимаете, всё-таки человек должен быть наделён фантазией для того, чтобы творить. Он — творец. Он — творец. Если он, только, значит, основываясь на фактах, чего-то такое там рифмует или пишет, это, в общем, так, реализм такого рода, ну он уже был и есть, и существует, но это не самое <неразборчиво: интересное(?)>. Я больше за Свифта, понимаете? Вот, я больше Булг… за Булгакова, за Гоголя, вот, и поэтому, так сказать, — жизненный опыт, я всё прекрасно понимаю... Но вы представьте себе, там: какой был такой уж гигантский жизненный опыт у двадцатишестилетнего Лермонтова? Однако он — творец, настоящий, великий. Правда? Так что у него такого особенного жизненного опыта не было. Это не так, это есть второй вопрос. Прежде всего, мне кажется, до… фантазия должна быть и, в общем своё видение мира, как человек сам... В общем, всё опять сводится к одному: личность, индивидуальность. Вот что главное.
http://vv.uka.ru/km/russ/page/phonogram ... pisok.html


Кроме того, персонажи Свифта упоминаются в "Холере" и "Канатоходце".

_________________
Возвращайся назад, чей-то сын и отец! Убиенный солдат — это только мертвец.
Если выживешь — тысячам свежих могил как потом объяснишь, для чего приходил?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 23 сен 2017, 15:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 июл 2017, 11:52
Сообщений: 265
Лилипуты в Канатоходце упоминаются, это да. Холеру я не знаю. Кстати, и Михалков (не тот, который Романс о влюбленных, и тем более не тот, который Жестокий романс) тоже упоминает лилипутов, но не в контексте Свифта.

Оля была похожа на всех девушек, только не могла ходить. По утрам мать натягивала ей на больные ноги чулки, обувала в туфли и сажала девушку в кресло на колесах. В этом кресле Оля проводила весь день, передвигаясь по квартире или там, куда она выезжала. Она могла управлять этим креслом, ехать вперед и назад, разворачиваться в любую сторону. Когда Оля выезжала в парк, она любовалась цветами на клумбах, и ей часто хотелось рвать цветы, несмотря на запрещающее объявление. Даже если бы этого объявления не было, Оля не могла бы сойти с кресла и сделать хотя бы пару шагов. Ей становилось грустно, когда она видела, как все вокруг ходят и бегают. Поэтому мать не разрешала ей выезжать туда, где находятся здоровые люди. Был у Оли ласковый и нежный друг - черный пес Булька. Когда он был еще несмышленым щенком, потерял половину хвоста. Иногда пес был в хорошем настроении и шевелил своим огрызком, это обозначало, что он виляет хвостом. Булька понимал Олю с полуслова, с одного взгляда. Даже когда он хотел бегать с другими собаками, терпеливо продолжал сидеть у колес Олиного кресла, наблюдая за другими четвероногими.
"Иди, побегай", - просила Оля Бульку, - "и не смотри на меня грустными глазами".
Булька в ответ облизывал ее туфли и сидел у ног своей хозяйки. Он знал, что вечером его выпустят во двор, и тогда он успеет набегаться. Оля любила читать интересные веселые книги, но ей не становилось весело, так как в этих книгах люди ходили, бегали, танцевали, а она могла только передвигаться в кресле на колесах. Однажды в выходной день мать привезла Олю в парк. Там было много людей. Они сидели и отдыхали с детьми. Когда на пути этих людей появлялось кресло, они уступали дорогу девушке, которая не могла ходить. Надо сказать, что Оля была красавицей, похожей на принцессу из сказки. У нее были белокурые волосы и голубые глаза.
"Мы остановимся здесь", - сказала мать, подкатывая кресло в тень дерева. - "Тут нам никто не будет мешать. Ждите меня здесь, я вернусь с мороженым", - обратилась она к Оле и Бульке.
В знак согласия Булька пошевелил огрызком хвоста и улегся у ног хозяйки. Мимо шли незнакомые люди. Они обращали внимание на сидящую в кресле девушку и приветливо махали рукой. Оля понимала, что люди ее жалеют. Она знала, что, когда вырастет, станет красивой взрослой женщиной с белокурыми волосами, но ничего в ее жизни не изменится, только кресло придется сменить на большее. Туфли на ее ногах всегда будут оставаться новыми. Но об этом Оля не думала.
"Со временем врачи изобретут средство, которое поставит тебя на ноги", - говорила мать, и Оля часто замечала в ее глазах слезы.
Мальчик в оранжевой куртке и кедах шел по аллее и остановился. Под деревом сидела девушка в кресле на колесах. Булька зарычал на незнакомца, но мальчик не испугался. Он подошел ближе и что-то сказал Бульке. Тот успокоился и сладко зевнул. Мальчик сел на скамейку рядом с Олей.
"Что ты ему сказал?" - спросила Оля и увидела, что это не мальчик, а старик. - "Простите, я думала, что вы мальчик".
"Ничего", - улыбнулся старик, - "со мной это бывает".
"Что вы сказали Бульке?" - повторила Оля.
"С собаками надо разговаривать, как с детьми", - уклонился от ответа старик. - "Меня зовут Иван Иванович Фантик".
"А я Оля".
"Ну, вот мы и познакомились", - сказал Фантик и погладил Бульку по голове.
"Не жалейте меня", - попросила Оля.
"А разве тебя надо жалеть?" - улыбнулся Фантик.
Оля удивилась:
"Я не могу ходить", - сказала она, - "меня все жалеют, и мне не нравится, что я не такая, как все".
"Я тебя понимаю", - сказал Фантик. - "Меня тоже жалели, когда я перестал расти. И мне это было не по душе. Казалось, что маленькие никому не нужны. Но у меня есть музыкальные способности, я умею играть на трубе и выступаю с группой лилипутов. Там я незаменим".
"Сейчас мать принесет нам с Булькой мороженое", - сказала Оля.
"Хорошо", - сказал Фантик. - "Я и сам съел 2 порции".
"Это много", - сказала Оля. - "Не надо объедаться, а то можно заболеть".
"Я не болею".
"Интересно", - удивилась Оля. - "Может быть, вы еще и купаетесь в проруби?"
"Нет, я просто фантазер", - ответил Фантик. - "У меня богатая фантазия, поэтому я никогда не болею".
"А вы можете фантазировать, что я умею ходить, как все люди?"
"Мы об этом договоримся в другой раз", - сказал Фантик, - "а сейчас я спешу".
Она хотела спросить, где и когда они увидятся, но Фантика уже рядом не было. Вдалеке мелькала его оранжевая куртка, пока не исчезла из вида.
"Ты что-нибудь понял?" - спросила Оля.
Булька сделал вид, что не слышал ее вопроса.
"Мама, я познакомилась с одним стариком. Он обещал мне в следующий раз фантазировать, что я могу ходить".
"Где ты с ним должна увидеться?" - насторожилась мать. - "Запомни, Оля, что девушкам не стОит знакомиться со стариками", - добавила она и протянула Оле и верному другу по порции мороженого.
Булька стал облизывать свою порцию. Он был сладкоежкой, и его баловали, хотя собакам вредно есть много сладостей.

Фантик лежал дома на диване и думал, как несправедлива судьба к детям, которые перестают расти и на всю жизнь остаются маленького роста. Они становятся взрослыми, работают, но одежду и обувь покупают детскую. Еще Фантик вспомнил своих друзей-лилипутов, с которыми выступал, играя на трубе. Когда Фантик появлялся в серебряном фраке с трубой в руках, дети дружно аплодировали и бросали к его ногам цветы, а он обращался к ним:
"Дорогие ребята, сегодня я буду играть специально для вас".
В антракте зрители шли за кулисы, он разговаривал с ними, шутил и смеялся. Он любил детей, и дети любили его. А в молодости с ним однажды произошло необычное происшествие. В одном городе дети своим озорством и непослушанием напугали родителей, и всё взрослое население покинуло город. Дети, оставшись без присмотра, творили дома и на улицах всё что угодно. Если бы не Фантик, который остался в городе, неизвестно, чем бы это кончилось. Несмотря на детский рост, Фантик был уже вполне взрослым человеком, сумел навести в городе порядок, и дети поняли, что кто-то должен их учить, воспитывать и заботиться о них. Еще Фантик думал, что каждый человек имеет в жизни цель, к которой надо стремиться и добиваться ее. А если эта цель есть у того, кто обижен судьбой и прикован к постели, он всё равно может многого добиться в жизни и быть нужным человеком. Важно верить в свои силы и не раскисать. Поэтому Фантик не случайно подошел к девушке, сидящей в кресле на колесах. У него в городе было много таких знакомых, с которыми он завел дружбу.

Всю неделю Оля провела в ожидании встречи с Фантиком.
"Не может быть, чтобы он меня обманул", - думала Оля. - "Жаль, если он просто пошутил".
В воскресенье мать дежурила на почте, а Оля выехала во двор, где были деревья. Под ними стоял стол, за которым пенсионеры вечером играли в домино. Но в воскресное утро здесь никого не было. Пенсионеры сидели дома и занимались своими делами или ходили по магазинам. Оля сидела с книгой на коленях, когда увидела улыбающегося Фантика.
"Как вы нашли меня?" - удивилась Оля. - "Я вас тут не ждала. Вы же не знаете моего адреса".
"Я знаю адреса всех, кто сидит в таких креслах", - сказал Фантик.
"Это удивительно", - ответила Оля.
Фантик сел возле стола. Булька даже не зарычал, увидев Фантика.
"Хорошо, что мы встретились", - сказала Оля, - "только мать не советовала мне знакомиться со стариками".
"Старики бывают разные", - сказал Фантик. - "Тем более что я не просто пожилой, а самый настоящий лилипут".
"Прошлый раз вы обещали мне фантазировать, что я могу ходить", - сказала Оля, - "давайте попробуем".
"Знаешь, Оля", - ответил Фантик, - "сегодня мы поговорим о жизни".
"Я знаю, что такое жизнь. Это когда человек живет", - сказала Оля.
"Не только", - возразил Фантик. - "Конечно, существование тоже входит в определение жизни. Но важно, как и для чего живет человек".
"А для чего живу я", - спросила Оля, - "если не умею ходить?"
"Композитор Бетховен был глухим", - сказал Фантик.
Оля не рассказала матери о встрече с Фантиком. Она не хотела ее огорчать. Мать принимала близко к сердцу всё, что касалось ее любимой дочери. Она боялась, что Олю могут обидеть. Оля не могла заснуть. Она вспоминала слова Фантика, что такое жизнь. Можно ходить и бегать, но это не значит, что человек по-настоящему живет. И, наоборот, можно быть прикованным к постели и в то же время жить полной жизнью.
"Я хожу по адресам, по которым живут такие люди, как ты", - сказал Фантик, - "и рассказываю им о жизни. Грустные люди начинают улыбаться. Они берут карандаши и краски, пишут стихи, шьют, вяжут - смотрят на всё другими глазами. Им интересно жить".
Оле понравился рассказ Фантика. В одной большой стране, говорил он, жила милая добрая женщина. Она любила детей, независимо от цвета их кожи, говорящих на разных языках, здоровых и больных, счастливых и несчастных. Эта женщина хотела, чтобы все люди были счастливы, не умирали от болезней и голода, не погибали на войне.
"Люди всего мира должны дружить", - говорила она, - "часто встречаться, петь любимые песни и показывать друг другу, на что они способны. Художники, музыканты, поэты, композиторы и ученые когда-то были детьми".
Однажды она собрала детей из разных стран мира. Они привезли свои стихи, рисунки, песни. Каждый ребенок был счастлив. 2 недели шел детский праздник. А когда пришло время расставаться, они обменялись адресами и обещали друг с другом переписываться.
"Я могу попасть на этот праздник?" - спросила Оля, когда Фантик закончил свой рассказ.
"Посмотрим", - ответил Фантик.

Когда мать собиралась на работу, Оля попросила:
"Мама, купи мне альбом для рисования и цветные карандаши".
"Ты собираешься рисовать? Я раньше не замечала у тебя такого желания", - удивилась мать.
"А я хочу попробовать", - сказала Оля.
Мать знала, что Оля любит читать, но карандашей в руки она еще никогда не брала. И Оля начала рисовать. Сначала она не могла ничего придумать. Можно нарисовать дом и цветы, а можно Бульку. Потом она вспомнила прочитанную книгу и нарисовала такую картину: по синему морю плывет красный пароход, а из его трубы валит черный дым.
"Ты делаешь успехи", - сказала мать, посмотрев Олины рисунки. - "Я покажу их художнику. Он ходит на почту за журналом "Здоровье", который выписывает".
И мать показала Олин альбом художнику.
"У вашей дочери есть способности", - сказал художник, возвращая альбом, - "рекомендую ей ходить в студию".
"Моя дочь не ходит", - ответила мать.
"Извините, я не знал", - смутился художник.
У него было повышенное давление, и он всегда краснел. Оля каждый день рисовала и была счастлива.
"Прошлый раз я взял у тебя альбом и до сих пор не вернул", - сказал Фантик при встрече с Олей.
"Мать искала альбом, она хотела показать его подругам. А я не могла признаться, что он у вас", - сказала Оля. - "Мы встречаемся потихоньку".
"У меня его нет", - ответил Фантик.
"А где он?"
"Далеко отсюда. Там собраны рисунки из многих стран мира. И твои есть среди них".
"Я не беспокоюсь. Вы хотели сделать как лучше".
"Я всем стараюсь делать как лучше", - ответил Фантик. - "А с твоей матерью мы познакомимся. У тебя тоже будет много друзей. В один прекрасный день ты их увидишь".
Это была последняя Олина тайная встреча с Фантиком.

"Мы получили странное приглашение", - сказала мать, придя с работы, - "я вынула его из почтового ящика".
"Куда это приглашение?" - спросила Оля.
"На сбор молодых фантазеров. Наверно, кто-то уже видел твои рисунки. Придется ехать. Но путешествие будет нелегким", - вздохнула мать, и они поехали - сначала на троллейбусе, потом в метро.
Посторонние люди помогали матери с Олиным креслом - втащить в вагон, поднять на эскалатор. Наконец, они очутились на площади сбора.
"Мы с тобой, Оля, одни так измучались", - сказала мать, но она ошиблась.
Десятки кресел на колесах передвигались во всех направлениях. Парни и девушки подъезжали друг к другу и знакомились. Некоторые держали музыкальные инструменты.
"Ты художница?" - спросил Олю курчавый парень в кресле. - "Меня зовут Саша, я изобретатель".
"Да, я рисую", - ответила Оля. - "А ты что изобрел?"
"Летающий велосипед. Можешь увидеть его на выставке. Я сам покажу", - гордо сказал Саша. - "А теперь посмотри сюда", - он указал на девушку, которая, что-то шепча про себя, проезжала мимо, управляя креслом.
"Это кто?" - спросила Оля.
"Это Вика. Сегодня мы будем слушать ее стихи. Фантик убежден, что она будет поэтом, а я конструктором. Он говорит, что главное в жизни - добиться намеченной цели".
Прозвенел звонок, и все кресла построились в ряды. Родители были в волнении и не переговаривались - они все переживали за своих детей. Фантик появился не в оранжевой спортивной куртке, а в синем костюме с красным галстуком, как старый пионер. Его встретили дружными аплодисментами.
"Друзья мои", - начал Фантик, - "мы собрались для того, чтобы поделиться своими мечтами и достижениями. Каждый из вас знает, зачем живет. Я вижу среди вас поэтов, музыкантов, художников, изобретателей".
Оля увидела Сашу, который при слове "изобретателей" встрепенулся в кресле и посмотрел на мать.
"Пусть поднимет руку тот, кто чувствует себя одиноким", - продолжал Фантик.
Ни одна рука не поднялась.
"А теперь пусть кто-нибудь ответит мне, что такое счастье?"
Оля приподнялась в кресле и сказала громко и отчетливо:
"Счастье - это когда человек знает, зачем живет".
"Вы согласны с этой девушкой?" - спросил Фантик.
"Да", - дружно ответили все.
"Прекрасно, друзья", - сказал Фантик. - "А сейчас мы послушаем стихи Вики".
Вика открыла тетрадь, но читать начала не сразу. Было видно, что она волнуется. Дрожащим голосом она читала стихи наизусть:

У слепого есть чувство,
У глухого есть разум,
У немого есть слово,
Только затерялось оно.
У каждого есть свое,
Даже у несчастных -
Красота где-то тут.

У Вики на глаза наворачивались слезы, но она взяла себя в руки и закончила выступление такими стихами:

Как голубая звездочка, загадочен и тих,
Из маленького облака ко мне спустился стих.
То в бурой шубке зайчика, то в беленькой - песца,
Порхал мой стих, не падая, у самого крыльца.
Весенним ранним утром, прервав последний сон,
Тот стих, за буквой буква, скользнул в мою ладонь.

Гром аплодисментов обрушился на молодую поэтессу. Она не сдержалась и заплакала. Оля аплодировала вместе со всеми. Ей понравились стихи Вики.
"Может, и мои рисунки понравятся кому-нибудь, кроме меня и матери", - подумала Оля.
Потом был концерт. Флейты и скрипки звучали, как будто их держали в руках волшебники. Фантик дирижировал оркестром. Это была настоящая музыка. Олина мать смотрела на Фантика с восхищением:
"Неужели это и есть тот самый старик?"
После концерта все кресла покатились на выставку, где всё было сделано руками парней и девушек, которые не могли ходить. Один парень, попавший на выставку без приглашения, грустно стоял в стороне. Ему было неловко, несмотря на то, что он умел и ходить, и бегать. А где-то за дверями работали умные добрые люди в белых халатах. Они изобретали средство для лечения таких больных, о котором мечтала Олина мать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 23 сен 2017, 15:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 22:40
Сообщений: 1369
Михалков (не тот, который Романс о влюбленных, и тем более не тот, который Жестокий романс) тоже упоминает лилипутов, но не в контексте Свифта.


Он и моряка дядю Стёпу очевидно списал с Гулливера, с которым отождествлял и себя, как высокого аристократа, волею судьбы очутившегося в стране советских лилипутов.

_________________
Возвращайся назад, чей-то сын и отец! Убиенный солдат — это только мертвец.
Если выживешь — тысячам свежих могил как потом объяснишь, для чего приходил?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 23 сен 2017, 19:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 июл 2017, 11:52
Сообщений: 265
Такое поведение скорее характерно для Михалкова, который Жестокий романс. Что же насчет дяди Степы - про него был вопрос, как изменились издания этой книги. Правильный ответ - сначала светофоры были ирландские (зеленый сверху), потом стали британские (красный сверху).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 23 сен 2017, 19:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 22:40
Сообщений: 1369
Просто старший лучше шифровался.
Что такое "Дядя Стёпа - милиционер"? Надо читать: "Князь Сергей Владимирович на службе у большевиков".
Этой поэмой он оправдывается перед недобитыми белогвардейцами, объясняя, что ничего плохого не делает, а как может смягчает нравы в Стране Советов - благодаря тому, что видит дальше других, помогает сохранить ей человеческое лицо.
Разумеется, антисоветская поэма завершается подтверждением, что относительно террористической сущности режима, с которым сотрудничает, князь иллюзий не питает:
Цитата:
К сожалению, бывает,
Что милицией пугают
Непослушных малышей. (Ср. с "В младенчестве нас матери пугали..."!)
...И когда я слышу это,
Я краснею до ушей...

А вот Никита Сергеевич часто выдавал себя. Советская критика вычислила, что его экранизации Гончарова и Чехова - проявление оголтелой ностальгии по царизму, и писала об этом прямо.

_________________
Возвращайся назад, чей-то сын и отец! Убиенный солдат — это только мертвец.
Если выживешь — тысячам свежих могил как потом объяснишь, для чего приходил?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 23 сен 2017, 21:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 июл 2017, 11:52
Сообщений: 265
Островского (в смысле драматурга, а не болезненного) он тоже экранизировал?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 24 сен 2017, 17:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 22:40
Сообщений: 1369
Многие названия фильмов Михалкова навеяны Островским:

Спокойный день в конце войны (Михалков) - «Праздничный сон до обеда» (Островский)
Свой среди чужих, чужой среди своих (Михалков) - «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (Островский)
Раба любви (Михалков) - «Горячее сердце» (Островский)
Родня (Михалков) - «Свои люди — сочтёмся» (Островский)
Автостоп (Михалков) - «Не в свои сани не садись» (Островский)
Урга - территория любви (Михалков) - «На бойком месте» (Островский)
Утомлённые солнцем (Михалков) - «Светит, да не греет» (Островский)

_________________
Возвращайся назад, чей-то сын и отец! Убиенный солдат — это только мертвец.
Если выживешь — тысячам свежих могил как потом объяснишь, для чего приходил?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 25 сен 2017, 08:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 июл 2017, 11:52
Сообщений: 265
Утомленные солнцем - это скорее Унесенные ветром плюс танго. И еще Жестокий романс, то есть Бесприданницу не забудьте.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 25 сен 2017, 14:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 22:40
Сообщений: 1369
"Жестокий романс" - это же Рязанов.
А Михалков на "Бесприданницу" откликнулся фильмом "Без свидетелей" по сценарию хозяйки жёлтого чемоданчика Софии Прокофьевой.

_________________
Возвращайся назад, чей-то сын и отец! Убиенный солдат — это только мертвец.
Если выживешь — тысячам свежих могил как потом объяснишь, для чего приходил?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Форум Высоцкого на Куличках
СообщениеДобавлено: 26 сен 2017, 00:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 июл 2017, 11:52
Сообщений: 265
Внучатой снохи композитора, если я не ошибаюсь?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 428 ]  На страницу Пред.  1 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 ... 43  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB