письмо от 17.12.13 года
Здравствуй, дорогой Толя!
Огромнейшее тебе спасибо за столь теплое и мудрое письмо, за слова о моей любимой Маме, после смерти которой для меня словно рухнул мир... Предыдущий фестиваль, одиннадцатый, был вообще невероятно трудным. Мама умерла ровно за неделю до его открытия, в приготовлениях к нему еще участвовала, многие из зрителей, которые пришли в зрительный зал, подходили ко мне и говорили, что на фестиваль их пригласила Мама, что лично вручила им приглашение, буквально двумя-тремя неделями раньше. От всего этого у меня просто разрывалось сердце.
Похоронили мы Маму накануне прибытия в Варшаву гостей, которые прилетели в Польшу из разных стран. На следующий день мы встречали их на вокзале в Кошалине. Я пишу: мы, потому что во всем мне помогал мой брат, Володя, то есть по-нашему Влодзимеж, или попросту Влодэк. И вновь все пытались как-то взбодрить меня, утешить, но от этого мне было еще тяжелее, ибо даже говорить о случившейся трагедии я не могла.
И сейчас могу только писать об этом (по крайней мере никто не видит моих слез, "Вот пишу, а слезы душат и капают"), говорить же не могу, ибо стоит лишь заговорить об этой чудовищной потере, и я не в состоянии ничего сказать. Только плачу.
Еще раз спасибо тебе за понимание, дорогой Толя. Я очень сожалею, что не смогу присутствовать на съезде. Ибо это невероятно важное событие. Событие мирового масштаба. Событие эпохальное. Но я буду с тобой всей душой и сердцем!
И за награду спасибо, дорогой Толя, правда, я ее совсем не заслужила. Самых высоких наград, званий и всевозможных почестей заслуживаешь ты. За всю твою деятельность. ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх Мое же дело совсем маленькое.
Я бесконечно счастлива, что ты готов издать книгу "Высоцкий, которого мы потеряли" и приехать в Польшу. Скажи, Толя, а есть ли надежда, что ты приедешь на предстоящий, 12-й фестиваль? Он состоится с 18-го по 20-е января. Если бы я получила от тебя в экстренном порядке паспортные данные (твои и Гали), я немдленно приготовила бы приглашения, распечатала их и послала бы тебе по факсу.
В том году я послала приглашение по факсу одному из участников фестиваля (почта доставила ему приглашение уже после его возвращения домой), и в визовом центре его приняли именно в таком виде. Так что это возможно. И с визами сейчас проще, ибо существует польский визовый центр (Визовый центр посольства Республики Польша), они делают все очень быстро: ххххххххххххххххххх ххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххх Мне понадобились бы только номера загранпасортов, дата выдачи твоего и Галкиного загранпаспортов, срок, когда истекает действие обоих загранпаспортов, и название, выдавшего их органа (там, наверно, какой-нибудь ФМС или УФМС номер такой-то).
Что касается тиража книги, дорогой Толя, то, наверно, он должен быть небольшим, ведь подобного рода издания выходят обычно тиражом, не превышающим 300 экземпляров, а то и вовсе 100 экз.
О гонораре же не может идти речи! Толя, это ведь единственный мой вклад в издание. Сама книга. Еще не хватало, чтобы я получала за нее гонорар! Просто хочется донести до читателей то, что в ней написано. Не потому, что я сама хочу выговориться, а потому что в книге много информации о том, что сделано ВВ, о том, что существовало в записях и не сохранилось, о том, что сохранилось, и что удалось разыскать. Это просто наш долг вернуть все это людям. Ведь для них Владимир Семенович жил и творил.
В следующих письмах, дорогой Толя, в течение ближайших минут вышлю тебе кое-что из найденных нами в архивах неизвестных фотографий.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Условия были такими, что покупаются они именно с целью исследовательской деятельности. С венгерским архивом я потом еще связалась, узнав, что некоторые из фотографий могу использовать в деятельности, связанной с исследованиями и поисками нашего музея. А книга именно плод этих исследований, так что некоторые из снимков можно было бы в нее включить. Главное, чтобы снимки не утекли в Интернет. Этого не хотели бы их владельцы.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Эстонские фотографии (сделанные во время знаменитой передачи в студии Эстонского ТВ в 1972 году), конечно, очень напоминают саму съемку. Но это не скриншоты из нее! А именно фотографии. Их автор: Jaan Rõõmus. В каталоге Эстонского телевидения написано: Fotograaf: Rõõmus Jaan И еще: Originaali tüüp: paberfoto mustvalge. То есть, насколько я понимаю (эстонский немного смахивает на финский): источник: черно-белая фотография.
Особенно интересен снимок, в котором ВВ виден перед камерой и одновременно в глазке самой камеры... Из венгерских же снимков известным был до сих пор один, где ВВ за кулисами театра в Будапеште, в октябре 1976 года, в белой рубашке. Эта фотография заинтриговала в свое время Сергея Жильцова и он задавался вопросом, кто ее автор: венгерский ли, польский ли фотограф... Теперь, благодаря нашей находке, известно, что это лишь одна из серии шести фотографий. Это настоящие психологические портреты ВВ, чем-то напоминающие по своей силе воздействия знаменитые фотографии Николая Демчука. На этих венгерских снимках Владимир Семенович какой-то такой домашний, что-ли, с этим стаканчиком кофе и ложечкой рядом...
Итого, венгерских фотографий (там еще снимки из "Гамлета", автор фотографий: Eva Horvath) 37, На десяти из них нет ВВ, на 27 он присутствует. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
С самыми дружескими чувствами и с благодарностью за дружбу, а также с самыми сердечными пожеланиями всех благ - тебе и Гале.
Марлена
_________________ Бог не по силам креста не даст!
|