Марк Цыбульский позволил себе довольно пренебрежительный отзыв о пьесе "Свой остров" без рассмотрения её по существу:
Цитата:
Пьеса эстонского драматурга и прозаика Раймонда Каугвера к вершинам мировой драматургии, безусловно, не относится. Обычная советская пьеса на производственную тему. Её автор, перу которого принадлежат известные тогда романы "Закон больших чисел" и "Седьмая западня", в своё время испытал и "прелести" присоединения Эстонии к СССР, и сталинские лагеря, так что приключений он не искал, а работал в безопасных традициях социалистического реализма. Именно в этих традициях и выдержана пьеса "Свой остров", в которой основной конфликт, как и было принято в те годы, заключался в борьбе хорошего с лучшим.
Как добывать сланцы? Можно открытым способом, это быстрее и выгодно экономически, но при таком способе добычи земля превращается в пустыню – на развороченной местности более расти ничего не будет.
Против такого способа добычи борется главный герой пьесы Карл Рийпс (эту роль исполнил И.Кваша), создавший экспериментальную шахту. Шахту хотят закрыть, горняки, не зарабатывающие на шахте столько, сколько могли бы заработать на открытых разработках, потихоньку от Рийпса сбегают, но он не сдавался и, в конце концов, сумел доказать, что его способ лучше. Вот такая драматургия...
https://v-vysotsky.com/statji/2009/Svoj ... /text.htmlМежду тем, ни в месте действия пьесы, ни в существе конфликта нет ничего несовместимого с законами драматургии. Вот что пишет Червинский в своём учебнике.
Цитата:
3. Мотивировки
Необходима ясно выраженная мотивировка поведения, цель, которую ваш герой надеется достичь прежде, чем закончится ваша история. Нельзя просто изображать существование героя как в жизни и называть это художественным фильмом. Вам надо придумать нечто, чего герой хочет. Вообще-то говоря, желание героя, цель его действий - это и естьпро что кино. Будь это поиски сокровища, любовь к девушке, раскрытие убийства или победа на скачках, именно желание, цель героя всегда движет сюжет вперед.
Желание, цель вашего героя (или героев) - краеугольный камень всего замысла. Оно не только необходимо для выбора лучшей идеи сценария, но также важно для развития характера, конструкции сюжета и каждой отдельной сцены. Любая грань творчества сценариста так или иначе связана с мотивировкой главного действующего лица. Эта мотивировка будет детально обсуждаться во всех последующих главах.
На этой стадии работы над сценарием идея должна быть выражена в терминах «герой» и«мотивировка». Вместо формулировки: «А что если хозяин швейной фабрики поступит в колледж вместе со своим сыном..?» будем формулировать: «Это история о преуспевающем, но необразованном швейном фабриканте, который хочет посещать колледж вместе с сыном» («Обратно в школу»).
Выражая идею в такой форме, вам легче будет судить о ее достоинствах, принимая во внимание остальные пункты списка.
4.Препятствия
Вдостижении своей цели герой должен встретить серьезные препятствия, сопротивление и помехи. Понятие «серьезные» означает соответствие помех характеру героя. Если вы пишете про 23-летнюю женщину, которая мечтает поступить на службу в полицию и неграмотна, - это серьезная помеха в глазах зрителя, сочувствующего героине, притом что зритель умеет читать и писать.
https://studfiles.net/preview/5836355/page:2/Как видим, эстонский драматург действует профессионально. У него чётко прописаны и мотивы, и препятствия. Конкретные же задействованные реалии ничем не хуже случаев, что приводится Червинским в качестве удачных примеров. Желание инженера разрабатывать сланцы без ущерба природе - чем хуже желания фабриканта посещать колледж вместе с сыном?
В чём Цыбульский усмотрел повод для ёрничества над пьесой?