Появилась новая статья Цыбульского (о "Герое нашего времени"), и по ходу я обратил внимание на предыдущую - о братьях Стругацких.
Поскольку понятно, что мракобесу Цыбульскому их творчество глубоко чуждо, следовало ожидать какой-нибудь пакости. И точно, не упустил случая:
Цитата:
Закончить эти заметки я хочу ещё одной цитатой из книги А.Скаландиса, который передал свой разговор с академиком Игорем Бестужевым-Лада. О братьях Стругацких тот выразился так:
"Чем они брали? Да тем же, чем и Высоцкий – в своём жанре. Хотя сравнивать их – как певицу с балериной. Но здесь играют две общие карты. Первая – юмор. Этим они выделялись даже в период лояльности к соцреализму. Ирония в литературе свойственна одному из сотни, а самоирония – одному из тысячи. У них было и то, и другое. „Полдень“ – это же по замыслу „Пионерская правда“, но исполнение! Живые, не ходульные герои плюс ирония и самоирония. А потом юмор, поднимаясь, дошёл до грани сатиры. Сатириками они по-настоящему не стали. Антисоветского у них не было, но они виртуозно балансировали на грани. Это и есть вторая карта: удерживаться на грани дозволенного. Это высокое искусство. Ниже грани – неинтересно, а выше – высылка, тюрьма, психушка. Такое время было".
"Уровень владения этим мастерством был у всех разный, – продолжает А.Скаландис. – Высочайший – только у них – у Стругацких, – и у Высоцкого. Вот почему их просто не с кем больше сравнить – по той небывалой популярности 60-80-х годов. О вкусах можно спорить. Но о тиражах самиздата спорить бессмысленно – это самый объективный рейтинг за всю историю искусства. Были авторы модные, были авторы признанные и обласканные властью, были авторы полностью запрещённые и потому востребованные. А были Стругацкие и Высоцкий, тексты которых – опубликованные или нет – не важно (подчеркиваю: не важно!) – тиражировались в народе без счёта всеми мыслимыми способами".*4
Мнения достаточно неожиданные, но, на мой взгляд, совершенно справедливые.
http://v-vysotsky.com/statji/2019//Stru ... /text.htmlОказывается, секрет успеха Высоцкого и Стругацких - то, что те точно знали грань дозволенного! А может, и просто угадали... Поэтому ту или иную тему брали первыми!
Ну мы всё теперь поняли! Как просто-то ларчик славы открывается!
Но на это можно заметить, что были и другие деятели с таким знанием - например, Юлиан Семёнов. Он всю зону дозволенного вымерял до миллиметров и набивал под завязку. Посмотрите "ТАСС уполномочен заявить": тут и "свобода передвижения на красных не распространяется", и "после ХХ съезда большевиков говорю только правду", и про Власова, и про Кропоткина, немало жареных для своего времени фактов вплёл.
Но такой всенародной любви не снискал... Потому что инсайды-то - есть, с этим порядок, а гениальности - нет! Так до Стругацких и не дотянул.
Остался со славой "Гениана Зелёного", который в Крыму пытал своего помощника апельсинами, чтобы собрать материал для новой книги о Южной Америке.