Слабоумие как принцип самовыражения. (В защиту отечественной культуры)
Свет лампад погас, Воздух вылился… (В.С. Высоцкий)
И наши прошлые святыни Для них – пустые имена… (А.А. Галич)
«Атас! Пускай запомнят нынче нас! Малина-ягода… Атас!»; «Ты – агрегат, Дуся, ты, Дуся – агрегат…»; «Комбат-батяня, батяня-комбат…»; «Летят самолёты и танки горят, так бьёт ё-комбат, ё-комбат…»; «Я буду жить теперь по-новому, а люба-люба-любэ, а люба-Люберцы мои!» Эти вычурные, антилитературные лозунги в исполнении полузадушенного тенорка, как экскременты на белоснежной скатерти, переполнили теле-радиоэфир и головы значительной части русскоязычного населения. Я даже не уверен в правильности расстановки знаков препинания в этих уму непостижимых фразах. Хотя почему-то рука тянется заключить в кавычки приставку «ё» при слове «комбат». Не могу молчать в этой связи, т.к., бесспорно, «Любэ» очень выделяется из всего звучащего на нашей эстраде особым цинизмом, изысканной фальшью, отборной псевдопоэтичностью! Цитировать, думаю, эти никакому рассудку непостижимые «шедевры» было бы совсем необязательно, т.к. они довольно прочно у многих навязли в ушах, а некоторым даже (Господи, помилуй!) легли в душу! Чур меня! Если лично мне выпадает счастливая удача слышать так называемое «творчество» группы «Любэ», у меня в голове возникает целая гамма чувств и множество предложений в связи с услышанным. Например, возродить беспощадную цензуру. Не ту цензуру – советскую, дутую, а именно ту, которая карает по существу. Так же возникает чувство, что мы всем скопом уверенно летим в чёрную бездну, отверстую самим дьяволом. Скажу прямо, да, мне оскорбительно выслушивать «глубокомысленные» тексты «Любэ», т.к. я это сравниваю с пощёчиной, полученной незаслуженно. «А ты жди меня, хорошая, я приду, ты не балуй…» – для меня это просто нокаут! Это – не то, что осмыслить – в это даже вдуматься невозможно… как, например, какое-либо число разделить на ноль. Нет, это уже не рядовая бездарность! И хоть в нашей стране борьба с разумом – дело уже давно привычное, случай с «Любэ» всё же особый, и у меня есть такое подозрение, что авторам этих «перлов» в чём-то не повезло в жизни, и таким образом они пытаются сорвать свою злость на народных массах. Здесь я позволю себе процитировать слова Ницше, адресованные в своё время Давиду Штраусу, который то и дело позволял себе пренебрегать элементарной грамматикой: «…язык – это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления. Перестали ли слышать ваши уши, так переспросите, загляните в словарь, употребляйте хорошую грамматику, но не смейте так грешить среди белого дня». В обычных беседах мы всегда допускаем непозволительные обороты речи, и чтобы убедиться в этом, попробуйте записать на диктофон речь любого человека, а потом перевести данную фонограмму на бумагу – держу пари, Вы сойдёте с ума за этой работой! Другое дело, когда человек вещает свои так называемые мысли на весь белый свет – для этого следует тысячу раз убедиться в своей непогрешимости, и только после этого рискнуть обнародовать себя! Ещё примеры: «В ногу залетела, а вышла в грудь… мамочка родимая, больше не могу!» – откуда столько ненависти к своим слушателям?! Пошлости столь высокого пошиба мне не доводилось слышать даже в таком культурном «оазисе», как советская армия! Уж где-где! А ведь это слушают наши дети! «Отпусти все слова Без обиды и сожалений… Гладью вышитые олени, Нарисованная Москва» – для каких, извиняюсь, «суперинтеллектуалов» это создано? Или это, может быть, особые шифры, доступные лишь избранным? Удивляюсь, почему мне никогда не доводилось читать хотя бы слабенькой критики по поводу растленной сущности «Любэ»! Неужели я первый? Существует немало других «славных» поэтов, но в тех случаях текстовые огрехи по большей части хоть как-то чем-то прикрыты: будь то аранжировка или удачное исполнение, настроенческий стиль или неброскость, т.е., безобидность. Ну, глупость себе и глупость… В случае же с «Любэ» мы имеем дело с наглым вызовом всему светлому и доброму. Вот откуда могут появляются у нас фашисты, «братки», отпетые дебилы и прочие «добрые люди». Ведь, как известно, ярко выраженное слабоумие даёт хорошую почву для развития подобного рода крайностей. К величайшему несчастью, вышеперечисленные социальные слои для многих наших сограждан являются теперь объектами зависти, а то и гордости. Государство наше постоянно преследуют политико-экономические стрессы, а теперь, как видно, решительно взялись за искоренение последних моральных устоев – а это уж, поверьте, пострашнее всяких иных горестей! Так хочется возопить, чуть перефразировав Венедикта Ерофеева: «Изблевать бы посредством двух пальцев всё, что плещется внутри нас, как помои, что переполняет чрево и душу!» Уж так повелось, что простота (именно та, которая хуже воровства) прилипает к человеку сразу же. А уж тем более к не защищённому от этого человеку. Почему-то в последние лет 10-15 редко кого интересуют настоящие мастера слова, – такие, как Есенин, Блок, Высоцкий, Клячкин, Окуджава, Синявский, Бродский… В то время, когда, скажем, в 50-ых дело обстояло как раз наоборот. Да оно и не могло быть тогда по-другому, ибо подлинное искусство рождалось преимущественно именно в неволе. Полностью согласен с этим положением, и я эти слова слышал не раз из уст весьма уважаемых персон. Узколобость среди нас теперь не такая уж редкость, и этот факт с грустью и смелостью можно констатировать. Распространение серости в столь угрожающих масштабах можно объяснять и оправдывать как угодно, но лично мне одной из основных причин видится в безумном устремлении нашем к материальным благам, ради которых мы готовы самому себе воздух перекрыть! Когда уж за этими заботами взглянуть себе в глаза! Зомбированность народная определяется ещё и тем, что «Любэ» в музыкальных хит-парадах постоянно находится чуть ли не во главе бесконечной череды так называемых «эстрадных звёзд». Мне думается, что нашего простолюдина может подкупить ещё и мелодическая подкладка – в иных случаях она мне видится весьма оригинальной. Но это – всего лишь фантик, под которым таится злейший яд! Подкупают, может быть, так же и выкрики в жанре идиотской бравады, от которых разит опостылевшим «патриотизмом» и одновременно отъявленной придурковатостью? А может быть, всё это внедряется в человеческое подсознание подобно системе 25-го кадра, «укрепляя» нашу духовность? Остаётся только ужасаться, воображая, какую ещё чернуху нас заставят полюбить! Неужели что-то ещё похлеще можно изобрести? Может быть, в репертуаре «Любэ» и существует что-либо более или менее достойное (не считая, конечно, взятых напрокат классических текстов), но есть ведь такое понятие, как репутация. Как говорят – береги честь смолоду. Например, не будете же вы обращаться к человеку, уже когда-то вас обманувшему! Для сравнения: помню, чего же мне стоило в начале 80-ых раздобыть какую-либо запись того же Высоцкого! За перезапись с получасовой рваной вдрызг плёнки с меня брали 10 рублей – деньги по тем временам для меня совершенно неподъёмные!!! Ведь, как известно, подлинное искусство (в основном) всегда находилось почему-то под спудом. Но – удивительное дело – как только эстрада покатилась по наклонной, так – пожалуйста, вот это как раз и стало популяризироваться на самом высоком уровне, хочешь ты это слышать или нет. Современному молодому человеку уже вряд ли удастся втолковать, как это так – кого-то запретить. К слову говоря, в самое последнее время ситуация изменилась, и теперь можно увидеть в продаже на одной полке как «Любэ», так и Высоцкого – и этот факт, честно говоря, лично меня страшно оскорбляет!!! Вот те основные причины, по которым современное искусство, особенно песенное, мне видится заведомо ложным. За редчайшим исключением! Из интереса я иногда пытаюсь прислушиваться к нынешним «творцам» и почти каждый раз испытываю ощущение, что это выдумано ради того, чтобы лишний раз подчеркнуть свою безграмотность. В то время, как даже самые глупые шлягеры 60-ых только наоборот – чем-то всё же притягивают. Да потому что они были сделаны искренне. А искренность ни с чем не спутаешь. В конце 70-ых лидер «Любэ» Николай Расторгуев был участником ВИА «Шестеро молодых». Я хорошо знаком с их репертуаром и имею даже некоторые фонограммы. Всё там было достойно, внятно и сообразно с хорошим вкусом. Но как время меняет людей! И вот чёрт его сподобил сколотить в 90-ом году пресловутое «Любэ». Кому это было надо? Что заставило его, надев маску патриота России, топтать каблуками Великий Русский язык? (Я уже не спрашиваю «кто ему позволил?», теперь позволено всё.) Видимо, кто-то злой и умелый спланировал эту дьявольскую акцию, направленную на уничтожение остатков нашей нравственности. Вирши столь разрушительного характера человеку среднего ума вряд ли придут в голову. Сатана, к несчастью, вечен, и дело его живёт и крепчает на радость тем, кто жаждет видеть будущие поколения озлобленными, пустыми, духовно несостоятельными. Горько и досадно, но ещё в 1973-ем году Высоцкий предсказал: «Грядёт надежда всей страны – здоровый, крепкий манекен». Галич примерно тогда же добавил: «Ах, Россия, Расея! Ни конца, ни спасенья! Что ни год – лихолетье, что ни враль – то мессия!»
Новый 2007-ой, по некоторым сведениям, объявлен Годом Русского языка. И если так, я призываю всех, кому дороги наши ценности, отнестись к этому событию ответственно, не покупаться на всевозможного рода дешёвки, повышать свой уровень знаний, укрепляя иммунитет.
2006 г.
|