Цитата:
Лично я не приравниваю бардов к року, рэпу и религии, а противопоставляю их. Что такое хорошая музыка? Это классика, эстрада, барды, в крайнем случае джаз. А что такое плохая музыка? Это рок, рэп, религия. Точнее говоря, рок, рэп и религия - это вообще не музыка, а скорее издевательство над ней.
Лично я не считаю рок издевательством над музыкой. На мой взгляд, рок-музыка часто может быть очень мелодичной. Послушайте американский рок-н-рол 50-х. Это же потрясающие мелодии! И прекрасные красивые голоса: ранний Элвис, Чак Берри, Бадди Холли. Послушав такие баллады как "Are You Lonesome Tonight" и "Love Me Tender" в исполнение Элвиса, сердце радуется и душа отдыхает. Даже такие "быстрые" песни как "Heartbreak Hotel" и "Hound Dog" очень мелодичны. А какая красота была психоделическая прогрессивная рок музыка начала 70-х! Например, такие мировые хиты как Led Zeppelin's "Stairway To Heaven" и Queen's "Bohemian Rhapsody". Прослушайте у ансамбля Pink Floyd альбомы "Dark Side of the Moon" и "The Wall". И отчественный альбом начала 70-х "По Волне Моей Памяти", который записывался как своеобразная стилизация под западный джаз и рок. Классические рок-н-рол и рок никак не могут быть издевательством на музыкой. Сейчас на Западе, симфонические и камерные оркестры включают музыку Rolling Stones, Doors, Led Zeppelin, Pink Floyd, и Queen в свой репертуар. И играют их мелодии в одной программе с Бахом, Моцартом, Бетховеном, Брамсом, Чайковским, итд... Да, современная молодежь на Западе ставит Битлов и Роллингов в один ряд с Моцартом и Бетховеном и причисляет их к жанру который называется классическая музыка.
Как раз барды и рок очень близки друг к другу. Это было так и в СССР и в Англии/США. И там и там был расцвет и бардовской песни и рок-музыки. И в обеих культурах, рок-певцы очень многое взяли из бардовского жанра.
Во первых, и барды и рок берут свои истоки из американского кантри. Этот жанр - песни которые задушевный и мелодичный разговор под несколько аккордов на гитаре. Образ "поющего гитариста" зародился из этого жанра. Начиная как рок-н-рол певец в середине 50-х, Элвис говорил что продолжает традиции кантри. Американские авторы-исполнители Пит Сигер, Боб Дилан, Джоан Баез, Фил Окс, Джон Денвер, тоже начинали с кантри, потом пришли в бардовскую песню, а потом некоторые из них уже перешли в бардовский рок. Даже автор-исполнитель Леонард Коэн начинал с того что играл с местном кантри ансамбле.
Малоизвестен тот факт что Булат Окуджава тоже любил слушать американское кантри. Первые песни написанные им в начале 50-х он пел под пианино (такие песни как "Гори, Огонь, Гори" и "Эта Женщина в Окне"). Но в начале оттепели, он услышал пластинки кантри певцов, и ему особенно понравились Hank Williams и Johnny Cash. После этого он взял в руки именно гитару, и решил исполнять свои произведения в стиле непринужденного разговора под несколько гитарных аккордов. Таким образом, Окуджава нашел свой стиль исполнения. И тогда у него стали появлятся его самые знаменитые произведения (Последий Троллейбус, Бумажный Солдат, итд...).
Во вторых, барды и рок песни имеют смысл. Большинство рока (особенно русского рока 1977-2003 гг) это поэзия положенная на ритм электрогитар и барабанов, т.е. тоже стихи положенные на ритмическую основу. И рок песни заставляют тебя думать, анализировать, изменять свою позицию.
С середины 60-х, англоязычный рок стал социальным комментарием. Англоязычный рок песни стали иметь бытовой подтекст и философский подтекст. Рок начал учить слушателя задумыватся над его моральной позицией и анализировать его поступки. То же самое что делали барды.
Боб Дилан как никто соединил эти два жанра.
Именно после его песни "Like a Rolling Stone", Битлы и Роллинги стали сами писать собственные песни и выбирать разнообразные темы для своих песен. Благодаря Бобу Дилану, песни Битлов, Роллингов, и всех следующих рок ансамблей обросли сложными поэтическими образами. Их песни стали исследовать общечеловеческие проблемы, смысл жизни, взаимо-отношения между людьми, социальные проблемы, разбор моральных дилемм, поведение людей в ситуациях риска. Подзние Битлы, Роллинги, итд исследовали те же самые проблемы которые в те же годы занимался исследованием Высоцкий. Рок превратился из танцевальной и мелодичной музыки в духовную пищу для молодежи.
Авторы-исполнители Боб Дилан, Леонард Коэн, Пол Саймон, Джоан Баез всегда себя считали и бардами и рок-певцами. Они не видели принципиальной разницы между этими жанрами, и считали себя полностью принадлежными к обеим жанрам. Иногда выходили сами под гитару, а иногда брали электрогитару в руки и выступали с ансамблем. Но суть их творчества от этого не менялась. Даже кантри-певец Джонни Кэш начал учится у своих младших коллег, которых он сам вдохновил. Он сам стал писать свои песни, и начал говорить о социальных и философских проблемах в своих песнях. И записал целую серию альбомов под названием American Recordings, где он рассуждал о судьбе, о смерти, о темноте. И некоторые песни он записал один под гитару, а некоторые записал под аккомпанимент рок ансамбля.
Я совсем не считаю что рок это издевательство над музыкой. Если бы меня спросили какие песни являются эталоном рок-музыки, то я бы назвал "Like a Rolling Stone" Боба Дилана и "Охоту На Волков" в канадской записи на RCA!
Что касается рэпа, то он начинался как протестный жанр с США в начале 80-х. Бедные афро-американцы были недовольны рейганомикой. Рецессия 1982 года коснулась афро-американские районы больше всего. Стало немало безработицы, бедности, и преступности. Рэп музыка возникла как озлобленность против экономической политики Рейгана. Но в отличии от бардовского жанра и рока, рэп не был задушевным философским разговором и не был анализом социальных проблем. Он совсем не был мелодичным. И рэп быстро деградировал. Из злобного протеста, он превратился в злобное бахвальство и показуху примитивной маскулинности. Рэп стал просто демонстрацией альфачества. Он стал материалистичным (мол, вот я весь из себя такой крутой в дорогом ночном клубе и вот моё крутое бабло), что напрямую противоречило его изначальному предназначению. Сейчас, рэп это просто военщина. Тупая сила и ничего больше. Показать какой я весь из себя крутой альфач. А жаль. Ведь рэп имел потенциал стать новой духовной пищей и новым развитием песенной поэзии. Но этого не случилось.