Владимир Высоцкий. Форум.

Живая жизнь. Живое общение.
Текущее время: 14 дек 2018, 15:02

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Высоцкий в Новокузнецке
СообщениеДобавлено: 08 фев 2016, 17:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 окт 2012, 01:30
Сообщений: 1116
Источник - житель Новокузнецка Александр, 1971 года рождения, опубликовано 6 феврвля 2016 года (есть и очень похожая подборка в "Эхе" от того же числа( даже некоторые выражения идентичны) материал Олега Васина , Игоря Рахманова и Александра Ковановского) НЕ дремлют мужики..Дерут друг у друга..!

Владимир Высоцкий в Новокузнецке (февраль 1973 года). Часть 1. Концерты.

О визите Высоцкого в Новокузнецк уже писано-переписано, сказано-пересказано, но писано и сказано зачастую в разнобой - где-то на одном акцент сделают, где-то на другом...

Захотелось соединить тексты с разных мест воедино, чтобы для себя разложить все по полочкам, а может быть и не только для себя =)
Материала много в итоге набралось, пришлось делить текст на несколько постов, и все равно в каждом посте текста будет прилично...

В общем, ровно в эти вот дни 43 года назад, с 4 по 8 февраля 1973 года, у нас в Новокузнецке с творческим визитом находился Владимир Высоцкий .
За 4 дня пребывания в Новокузнецке Высоцкий дал по разным сведениям от 15 до 17 концертов! Как мы помним, в качестве исполнителя поэт официально на сцене, мягко говоря, не приветствовался, поэтому, когда такая возможность все же выдавалась, он каждый раз использовал ее на полную катушку - не только у нас, но и в других городах.
Это, безусловно, сказывалось на здоровье. Все помнят историю с клинической смертью в Средней Азии. И у нас, по воспоминаниям очевидцев, уже в первый день у Высоцкого горлом пошла кровь и потребовалось вмешательство врача.
Помимо концертов, 7 февраля поэт посетил КМК, побывал в горячем цеху, а также пообщался с работниками завода в редакции газеты "Металлург" в здании профкома КМК.
Есть также легенды о вечере "у простых людей" и о незапланированном концерте в Междуреченске. Но тут уж однозначно ничего утверждать не буду.
В память об этих нескольких днях Высоцкого в Новокузнецке у нас имеется две мемориальные доски (на зданиях Драмтеатра и профкома КМК), экспозиция в музее Бардина, а также фестиваль авторской песни "Высоцкий в Новокузнецке", который ежегодно проходит с 2002 года. В Драмтеатре, кажется, тоже есть небольшая экспозиция.
А еще на память об этих днях осталось очень много фотографий Владимира Богачева, который сделал около 250 снимков, если я не ошибаюсь. Именно его фото в основном гуляют по разным публикациям, и мой пост не будет исключением.
Начнем по порядку...
Пишут, что в начале того, 1973-го, года, у нашего Драмтеатра дела шли не очень, вот и было решено поправить финансовый кризис с помощью концертов в то время уже очень популярного исполнителя Владимира Высоцкого.
1 февраля 1973 года Высоцкий в разговоре с Золотухиным (согласно его дневникам) указывал: «Лечу в Новокузнецк на три дня — 19 выступлений... У них там театр. Ушли три ведущих артиста, театр встал на репетиционный период... Управление культуры ихнее выбило меня, чтобы выполнить план и выдать зарплату труппе...»
Хотел найти фото афиши в инете, но не смог. Зато нашел такой вот график выступлений:
Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 4 февраля 1973 года
12ч., 15ч., 18ч., 21ч. (4 выступления)

Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 5 февраля 1973 года
12ч., 15ч., 18ч., 21ч. (4 выступления)

Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 6 февраля 1973 года
12ч., 15ч., 18ч., 21ч. (4 выступления)
Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 7 февраля 1973 года
12ч., 15ч., 18ч., 21ч. (4 выступления)
Новокузнецк, Редакция газеты "Металлург", 07 февраля 1973 года
Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 08 февраля 1973 года
(1 выступление)
Согласно этому графику, концертов было все же 17. График довольно плотный. На КМК вырвались практически тайком, обхитрив администрацию. Об этом будет отдельный пост.
А еще имеется вот такой любопытный документ:
ДОГОВОР
Мы, нижеподписавшиеся, зам. директора Новокузнецкого театра им. С.Орджоникидзе Арнопольский Михаил Самуилович, именуемый в дальнейшем Театр и артист Московского театра драмы и комедии на Таганке Высоцкий Владимир Семенович, именуемый в дальнейшем "Автор", составили договор о нижеследующем:
1. Театр получает, а Автор обязуется подготовить спектакль под названием "Драматическая песня". В работу Автора входит:
а) тексты 12 интермедий "О театре и кино".
б) тексты 15 песен для спектакля.
в) музыка для 15 песен.
2. Авторское исполнение спектаклей на сцене Новокузнецкого театра в период с 4 по 7 февраля 1973 г.
в количестве 17 спектаклей.
3. Театр обязуется оплачивать Автору следующее вознаграждение:
а) за тексты к интермедиям из расчета по 50 руб. за каждую интермедию - всего 600 руб. за 12 интермедий;
6) за тексты песен из расчета по 50 руб. за песню, всего 750 руб. за 15 песен;
в) за музыку для песен из расчета 100 руб. за песню, всего 1500 руб. за 15 песен;
г) за каждое выступление Театр оплачивает по 49 руб. 50 коп. за спектакль, а всего 841 руб. 50 коп. за 17 выступлений (из расчета театрального оклада 150 руб.). Разовая ставка 16 руб. 50 коп. приравнивается эстрадной ставке за гастрольный спектакль 16 руб. 50 коп. Х 3 - 49 руб. 50 коп. Сумма всего договора составляет 3693 руб. 50 коп. (Три тысячи шестьсот девяносто три руб. 50коп.).
4. Театр оплачивает Автору проезд от Москвы до Новокузнецка и обратно самолетом.
5. Театр оплачивает Автору номер "люкс" в гостинице в период выступления с 4 по 8 февраля 1973 г. включительно. Договор вступает в силу с момента подписания и расторжению не подлежит.
Юридические адреса сторон:
Театр - г. Новокузнецк, Кемеровской обл.. Театр им. С.Орджоникидзе.
Автор - Высоцкий Владимир Семенович, проживает г. Москва, ул.Шверника, д. 11, корп.4, кв.41.
Паспорт 1-СЕ N682669, выдан 91 о/м 15 декабря 1969 г. детей двое, год рождения 1962 и 1964.
ТЕАТР М.Арнопольский
АВТОР В.Высоцкий
Высоцкому нельзя было просто выйти и спеть, официально он значился как актер, а не певец. Поэтому выкрутились как смогли, проведя все это дело как спектакль "Драматическая песня".
Более того... Выступления Высоцкого согласовывали на самом высоком местном уровне, в обкоме партии. Добро давал Афанасий Фёдорович Ештокин — 1й секретарь Кемеровского обкома партии, к счастью - поклонник творчества Высоцкого. Без этого могло и не получится. Такие были времена...
Заработал поэт за 4 дня по тем временам очень неплохо. Впрочем, он и не скрывал, что ездит в подобные поездки не в последнюю очередь из-за заработка. Так ведь и работал на износ, не халтурил, не отбывал номер. Болел-не болел, выходил и выступал.
Театр, кстати говоря, тоже заработал немало - по разной информации от 40 до 50 тысяч. Чуть ли не двухмесячная прибыль в обычном режиме. Финансовый вопрос в конечном итоге привел к заметному скандалу, о чем тоже расскажу попозже отдельно.
Концерты в Драмтеатре
Ажиотаж в Новокузнецке вокруг концертов Высоцкого был необыкновенный. На все концерты - аншлаги. Толпы народу у Драмтеатра в надежде добыть "лишний билетик".

Есть записи тех концертов.
Записывал звукорежиссер Борис Михайлович Басев.

Вот что он вспоминает по этому поводу:
"Я первый концерт записал сразу, а все остальные дополнял, чтобы повторов не было. Дополнял песнями, не вошедшими в программу первого концерта. Жалею, конечно, что плёнку экономил. Что не записал всё. Но, что об этом теперь. Пустое.
Записывал крадучись — при закрытых дверях. Окно закрывал тоже. Идиотизм полный! Но, тогда — это было геройством. И, ещё, каким! Втык я от Бараца (директора Драмтеатра) получил... Думал кранты. Хорошо, если не посадят. А тут его самого в оборот взяли... — это и спасло.
Многим досталось за те концерты тогда".
Интермедии практически не записывались, лишь изредка и чаще всего частично. Некоторые песни звучат не полностью. Но хорошо, что есть вообще такая запись, учитывая то, в каких условиях она делалась. Невооруженным взглядом видно, что это традиционный для Высоцкого концерт, а то, что его назвали спектаклем, мало что меняет по сути.
Есть стенограммы тех выступлений, которые записывались, 3 штуки. Взято отсюда.
Четко видны вырезанные места интермедий, ну и можно составить представление о программе, о том, что услышал Новокузнецк.
Чтобы не было сильно много сплошного текста, разбавил стенограммы фотографиями.
Стенограмма 1.Вступительное слово

ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер, дорогие друзья! Я сегодня с большим удовольствием объявляю, что у вас в гостях популярный артист советского кино и театра Владимир Высоцкий.
<Аплодисменты>1. В суету городов и в потоки машин... (дефектная)
<Аплодисменты>
<—>
2. ...и можно свернуть... (без начала)
<Аплодисменты>
Громче!
Ну, теперь… Это была песня из кинофильма "Вертикаль". Я сегодня... Я, видите, в чём дело, я впервые в вашем городе, даже ещё не успел ничего посмотреть и, как говорят...
<—>
..."Павшие и живые" о поэтах и писателях, погибших в войне, куда я впервые написал песни. Я спою вам песню, она называется "Братские могилы". Эта песня звучала потом в картине "Я родом из детства" и недавно вышла пластинка, моя пластинка, записанная с оркестром, песня "Братские могилы" и ещё три песни из других фильмов.

3. На братских могилах не ставят крестов...
<Аплодисменты>
Эту линию мы продолжали, мы поставили…
<—>
... "Песня о госпитале", я вам покажу.
4. Жил я с матерью и батей...
<Аплодисменты>
<—>
...которая называется "Мы вращаем Землю". <Откашливается>.
5. От границы мы Землю вертели назад...
<Аплодисменты>
<—?>
Вам гитару слышно или нет?
6. В ресторане по стенкам висят тут и там...
<Аплодисменты>
<—>
...Это из спектакля Московского театра Сатиры "Последний парад". В этом спектакле главную роль играет Анатолий Папанов. Вот. Так что вам всё сразу ясно, что это комедия. Хотя Анатолий Папанов играет и серьёзные роли, и снимался в фильме "Живые и мёртвые", играл генерала...
<—>
7. Вдох глубокий, руки шире...
<Аплодисменты>
<—>
8. Удар, удар... Еще удар...
<—>
<Аплодисменты>
"Песенка про метателя молота".
9. Я раззудил плечо - трибуны замерли...
<Аплодисменты>
<—>
10. Я самый непьющий из всех мужиков...
<Аплодисменты>
<—>
11. Разбег, толчок - и стыдно подыматься... (дефектная)
<Аплодисменты>
<—>
"Марафон".
12. Я бегу, бегу... топчу, скользя...
<Аплодисменты>
<—>
...простите, пожалуйста. Эта песня тоже из этого же спектакля, но она называется "Человек за бортом".
13. Был шторм - канаты рвали кожу с рук...
<Аплодисменты>
<—>
Шуточная песенка... Э… У неё есть маленькая история такая, дело в том, что все а... актёры... Да и не только актёры, даже присутствующие в этом зале люди, обязательно страдают от... от слухов и сплетен. И, значит, мы в большой степени, потому что просто больше разговаривают. Ну а так как я тоже получил несколько увечий от этих слухов и сплетен, вот, значит, потому что ка… куда ни приезжай — спрашивают, где сидел, где воевал, там. Вот. Ну, значит, поэтому как я могу бороться с этим... с этим явлением и пережитком? Только песнями. Ну вот я, значит, это и делаю.
<—>
14. Сколько слухов наши уши поражает... (дефектная)
<Аплодисменты>
<—>
...называется "Песня о переселении душ". Ну вы знаете, по религии индусской, <—> ... что мы с вами не умираем, значит, в нашей жизни — мы переселяемся в живо...<—>
...вот, шуточную песню.
15. Кто верит в Магомета, кто - Аллаха, кто...лодисменты>
<—>
...я вам о… обещался, да не спел. Называется она "Я не люблю".
16. Я не люблю фатального исхода...
<Аплодисменты>
<—>
...она называется "Песенка плагиатора, или Посещение Музы". Ну вы знаете, что плагиаторы — это люди, которые присваивают себе чужие произведения. Это те же самые воры, только, значит, по другому называются. И вот был даже такой случай, однажды в журнале "Октябрь" поэт Василий Журавлёв взял, да напечатал стихи, а они, оказалось, принадлежали Анне Ахматовой. Его спрашивают: "Вась, ты зачем это сделал такую хо… нехорошую вещь?" А он говорит... говорит: "А я, — говорит, — даже не знаю, они как-то сами просочились!" Ну и, значит, просочились-просочились, значит, а потом говорит: "А потом, в конце концов, подумаешь, какое дело! Пусть она моих хоть два возьмёт, мне не жалко!" Вот такую... Вот такие…

17. Я счас взорвусь, как триста тонн тротила...
<Аплодисменты>
<—>
Пожалуйста, послушайте песню, которая называется "Милицейский протокол".
18. Считай по-нашему, мы выпили немного...
<Аплодисменты>
<—>
19. Не космос - метры грунта надо мной...
Стенограмма 2. Концерты записывались не все и не полностью, поэтому дальше стенограммы короче. Явно существует еще 2 записи, с которых 2 и 3 стенограммы, но я их не нашел.
1. Как призывный набат прозвучали в ночи тяжело шаги...
<Аплодисменты>
<—>
2. Я - "Як", истребитель, мотор мой звенит...
<Аплодисменты>
<—>
"Случай".
<Начинает играть>
3. В ресторане по стенкам висят тут и там... (объявлена)
<—>
4. Почему все не так? - вроде, все как всегда...
<Аплодисменты>
<—>
«Шутка».
5. Я кричал:"Вы что ж там, в самом деле!..."
<Аплодисменты>
<—>
…вот так.
6. Только прилетели - сразу сели... (без конца)
<—>
Песня, которая, может быть, у вас на слуху, может, вы её знаете, она называется "Страшно, аж жуть!"
7. В заповедных и дремучих...
Стенограмма 3.
<Аплодисменты>
<—>
1. Товарищи ученые, доценты с кандидатами!...
<Аплодисменты>
<—>
...она называется "Про любовь в каменном веке". Вот как там раньше было, я не знаю, мы проходили в школе только с каменного века, а как там раньше было — я не помню. Но в каменном веке было, примерно, так.
2. А ну отдай мой каменный топор...
<Аплодисменты>
<—>
3. На Перовском на базаре шум и тарарам...
<Аплодисменты>
<—>
4. ...на меня направлен сумрак ночи... (без начала)
<Аплодисменты>
<—>
...в этом спектакле...
<—>
...Ну я вас очень прошу, пожалуйста...
<—>
..."Путешествие в прошлое".
5. Ой, где был я вчера...

<Аплодисменты>
<—>
<Аплодисменты, откашливается>
Послушайте…
<—>
<Аплодисменты>
<—>
Значит, э… тут две серии я пока написал. На подходе третья и четвёртая, потому что фильмы есть многосерийные телевизионные, почему песням не быть? А это, кстати, очень хорошо — н… не вложил мысль в одну песню, сделал вторую серию. Вот я вам назы... на… начинается первая песня... на… первая серия песни называется "Подготовка". Почему-то ре… все решили люди, что это про Спасского и Фи… и Фишера. Это совсем не про Спасского, а про совсем другого человека. Вот. Так что прошу не путать.
6. Я кричал:"Вы что там, обалдели?..."
<Аплодисменты>
Сейчас я спою песню вам, вторую серию этой песни.
7. Только прилетели - сразу сели...
<Аплодисменты>
<—>
8. Солдат всегда здоров...
<Аплодисменты>
<—>
Послушайте песню, которая называется "Песня канатоходца".
9. Он не вышел ни званьем, ни ростом...
<Аплодисменты>
<—>
Послушайте, пожалуйста... <—> которая называется "Разведка боем". Там есть одна маленькая неточность. Это не разведка боем, а, скорее, это разведпоиск, в который уходят несколько человек. В разве... в разведку боем ходят... меньше батальона не ходят. Это страшное дело, это пускают людей в атаку, для того, чтобы обнаружить огневые точки противника. Их засекают с командного пункта, а потом уничтожают артиллерией. Но это очень опасное предприятие, и то, и другое.
10. Я стою, стою спиною к строю...

Реакция на выступления Высоцкого была единодушной. Как вспоминал Борис Басев: " Полёт души чувствовал каждый в зале и даже я, в записывающий Высоцкого в рубке. И..., самое интересное, что то же самое чувствовали советские и партийные работники — те, что сидели в первых рядах и внимали каждому слову Высоцкого, буквально каждому. Слушали заворожённо, и хохотали, и за животики держались…, и восхищались. Гипноз — абсолютный!
Со сцены сила шла, такая! Не удержать! То — тишина гробовая, проникновенная, до слёз, то — ржа неудержимая, от подачи, юмора, игры, мистики. Зрелище — не передать. Высоцкий! Одним словом.
Потом, когда концерт очередной кончался, все долго-долго поправляли галстуки, пиджаки — приходили в себя. Смотрели в сторону кулис ошарашенно, непонимая. Что же произошло?!

В кулуарах… полушёпотом — Блин! Высоцкий, что делает, а? Это ж, обалдеть! Талантище! Слов нет!"
А это воспоминания одной из работниц театра:
"Высоцкий почувствовал себя плохо, сразу по приезде в Новокузнецк. Как свидетельствует одна из представительниц театра, организаторов, встречающих Высоцкого.
— «Высоцкий прилетел. Мы его разместили в гостинице. Ещё не показали театр — место проведения концертов. А он, обращается вдруг и говорит: — Лялечка, мне плохо (меня в ту пору Ляля звали) вызывай врача. Вызвали врача. А у него — приступ с желудком, и кровотечение. Быстро вызвали скорую, сделали ему укол и сказали, что работать ему сегодня нельзя. Он отлежался. Прищёл в театр и работал весь день на износ. Удивительно.
Запомнился Высоцкий безупречно подтянутым, как струночка всегда. В чёрном свитере, зелёных брюках с широким поясом, похожим на армейский и, неизменно с гитарой. Высоцкий, был удивительно был добр и предупредителен. Зрителям своим — отказать не мог, хоть и мокрый весь был, от усталости, от перенапряжения."

— "Наблюдала: Кончился концерт. Высоцкий попрощался со зритедями: — До свиданья мои дорогие! Всего Вам доброго!
А зрители не уходят. Апплодируют. Просят спеть ещё. И он возвращается, возвращается, и возвращается и поёт ещё и ещё — две, три, четыре, пять песен."

На последнем концерте Высоцкому в знак признания вручили изготовленную металлургами КМК медаль «Выдающемуся певцу и поэту Владимиру Высоцкому от благодарных новокузнечан».
В. Высоцкий с фотографом В.Е.Богачевым, который оставил нам обширную фотолетопись пребывания поэта в Новокузнецке.
Вот как он вспоминает свою (а по сути и нашу теперь) удачу...
Из рассказа Владимира Богачова.

К Высоцкому не пускали. В запретку, где он находился, не прорваться. Кордон. Непробиваемый. Фотографировать и записывать категорически запрещено. Взять интервью — и не мечтай!
Что делать? Не снимать? Смириться? Этого я себе позволить не мог. Ну, никак! Такой шанс и, не снимать Высоцкого! Нет! Этого я себе позволить — не мог! А нарвусь... не убьют же, и не посадят. Ну и ….

У меня билет на второй ярус был. Это плюс. Щёлкнуть от туда — проще. Для фотографий, хуже конечно — расстояние запредельное. Но, зато охраны — никакой. Дёргать не будут.

Зная о том, что до сцены далековато, через весь зал зрительный снимать надо, недолго думая, я прихватил с собой фотоснайпер и плёночку к нему, соответствующую. От вспышки-то с такого расстояния толку мало, да и, как ты используешь-то её, при этаком-то раскладе с охраной.
Настроился потихоньку. В глубине где-то, посередине сцены стул , на нём стоит стакан воды, перед стулом два микрофона
— «Добрый вечер дорогие друзья, я сегодня с большим удовольствием объявляю, что у вас в гостях популярный артист советского кино и театра, Владимир Высоцкий!», говорит ведущий.
На него плёнку не трачу — берегу. Жду Высоцкого. Наконец он. И, я — жму, жму, жму, на спусковой. Только бы получилось. Только бы вышло.
На другой день поехал я в театр, с фотографиями уже. Решил использовать старый приём — на живца. Мимо хороших фотографий, слепой разве что пройдёт.
Через зрительный зал подойти к Высоцкому я не мог, потому как билета у меня на очередной концерт не было, а без билетов куда?
К служебному входу.
Захожу. Там дежурная стоит. Как памятник.
— Куда?! Никаких ...!
Я говорю: — Так и так, извините, я корреспондент газеты, мне нужно фотографии передать…
Она: — Установка. Никого не пропускать. Ни корреспондентов, ни друзей, ни поклонников...
— Но …
— Никаких но! Не велено пускать никого. Освободите коридор. Выходим.
— Я корреспондент!
— Не имеет значения!
В это время проходит какой-то мужчина. Солидный. Прододит мимо и мельком бросает взгляд на фотографии. Видит Высоцкого. Останавливается.
— О! Какие фотографии! Посмотреть можно?
— Пожалуйста!
Он посмотрел-посмотрел и говорит: — Ну-ка, товарищ, пойдёмте-ка со мной. Пропустите человека.
— И, кто же этот таинственный мужчина, проявивший интерес к фотографиям?
— Как это потом выяснилось — администратор Высоцкого, который с ним приехал из Москвы, а как зовут-величают его, я забыл к стыду своему. Хороший дядька был, помню. А как зовут....

Ну, прошло несколько минут. Заходит Высоцкий. В той же водолазке, что на концерте. Первый раз видел я его, вот-так вот, рядышком. Заходит с гитарой, видит человек новый, фотографии на столе. Взгляд бросил. Гитару положил и руку подаёт: — Здравствуйте!
Я поздоровался, назвался.
– О! Да мы тёзки! Вы, не возражаете ,если я Вас Володя буду называть, а Вы меня также.
— Конечно — говорю — не возражаю. Польщён даже.
– Вот и договорились!
Высоцкий берёт фотографии. Посмотрел с интересом. Отложил больше половины из тех, что я принёс и на каждой из них сделал автографы: — «Дорогой Володя, спасибо! Высоцкий.» «Благодарю. Высоцкий.» «Добра Высоцкий.» «ВСЕГО И ВСЯКОГО! Высоцкий» Такого подарка я не ожидал.
Оглядываясь на прожитую жизнь, великое множество встреч, с самыми разными, и со многими выдающимися людьми, понимаю — главной встречей моей, в жизни — была встреча с Высоцким.
После знакомства с Высоцким, в те, сногсшибательные дни, я получил разрешение на съёмку концертов в любое время. Благосклонности такой, никто более, так и не удостоился.
— Владимир Ефимович, возвращаясь к вашему знакомству с Владимиром Высоцким, хочется вернуться к краскам, деталям, подробностям, (мелочам может быть), но это важно.
Детали… Деталей, немало. К примеру: Когда я вошёл в гримёрку, в тот, самый первый раз, на столе стояла распечатанная бутылка коньяка. Мысль — щёлк! «Выпивоха. Не зря слухи ходят....»
А Высоцкий, глоточком коньяка прополоскал горло и сплюнул в раковину, тут же, при мне. Я, аж вспыхнул весь. Уткнулся в фотографии. До того стыдно стало за мысль. Боялся узрит это Высоцкий спросит: — Ты чего, Володя?

Ясно было, что у Высоцкого с горлом что-то . Толи простудился, толи для связок процедура такая. Спрашивать неудобно. Но это было — коньяк в раковину. Непривычно. Потому и запомнил.
Много позже узнал, что у него были какие-то серьёзные проблемы с горлом, что врачи не разрешали ему разговаривать, чуть ли не месяцами, не то, что петь. Он, ведь, выкладывался-то как. До основания. До невозможности. Того гляди жилы лопнут. Непонятно, как было возможно так петь. С напряжением таким! С силой такой! Неимоверной! Неистовой! Сверхчеловек — не иначе!
Если кому-то интересно, то больше фотографий можно посмотреть здесь и здесь.

Воспоминания очевидцев брал отсюда. ( это "голубой" форум, подборка Толика Олейникоап , когда он ещё не был идиотом)

А на здании Драмтеатра теперь находится вот эта доска. Расположена она, правда, очень неприметно, сбоку, человек не знающий найдет не сразу, а то и вовсе не найдет...
В общем, почему-то поскромничали...

(Есть и продолжение...) В материале Александра собраны множественные фотографии , которые он взял из представленных ранее Олейниковым по той же теме о Новокузщнецке на голубом форуме


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЫсоцкий в Новокузнецке
СообщениеДобавлено: 08 фев 2016, 17:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 окт 2012, 01:30
Сообщений: 1116
Продолжение у Александра...(это все материалы СибФонда с темы на "голубом")
Владимир Высоцкий в Новокузнецке (февраль 1973 года). Часть 2. Визит на КМК
Продолжаем начатый здесь разговор о пребывании Владимира Высоцкого в Новокузнецке 4-8 февраля 1973 года.
Одним из примечательных и заранее не планируемых событий этих дней стал визит поэта на КМК.

В прошлом посте я уже цитировал воспоминания фотографа В. Богачева о том, как ему удалось стать главным фотографом на концертах Высоцкого.
Он же смог уговорить поэта и на посещение КМК, а также редакции газеты "Металлург", фотокорреспондентом которой он и являлся.
История получилась интересная, отчасти даже детективная =)

В первый же день после концерта, у меня созрел план пригласить Высоцкого на комбинат, к сталеварам, а по ходу этого дела и в редакцию может быть удастся сподобить.
Я в профком, к председателю — так и так, мол, Высоцкий в городе с концертами. Надо бы его на комбинат пригласить, производство показать. Такой человек! Такой случай! Упустим — не простим себе никогда.
Говорю: — Рабочий класс обожает Высоцкого. Почему бы металлургам нашим — подарок не сделать, по профсоюзной линии. Ведь заслужили. Что они видят — день и ночь у печи! Зачтётся сторицей, председатель. Металлурги Вас, на руках носить будут, вот увидите.
— А, давай! Зови Высоцкого.
Набравшись наглости, я и предложил Владимиру Семёновичу посетить Кузнецкий металлургический комбинат, посмотреть, как трудятся сталевары. И он, с радостью необыкновенной, сразу же, в миг, согласился. И, после очередного концерта мы, инкогнито, рванули на комбинат. С председателем профкома, конечно.
Почему инкогнито?
Да потому, что Высоцкого опекали…. И в гостинице, и в театре, а он, не хотел…. чрезмерности по этой части. И мы придумали ход. Вернее Высоцкий придумал. После концерта, положили его гитару на виду (а надо сказать с гитарой Высоцкий не расставался, берёг и никому не давал.). Опекуны видят — гитара на месте, значит Высоцкий, где-то здесь. А мы в это время на Кузнецком металлургическом комбинате имени Серго Орджоникидзе были , но это отдельная история.
Ввстреча Высоцкого со сталеварами, у мартеновской печи № 5, произошла 7 февраля 1973 года.
О том, как проходил визит поэта в горячий цех - в воспоминаниях очевидцев... Текст разбавил фотографиями В. Богачева.
— Высоцкий на КМК! Новость — ошеломительней не придумать. Высоцкий у мартена — в гостях у нашей бригады. Сказать кому — не поверят!
— Видим парторг идёт, с каким-то, не очень выделяющимся человеком. Издалека непонятно с кем. Мало ли кого начальство по комбинату водит. Направляются к нам. Подошли. Смотрим — Высоцкий! Матерь Боска! Заулыбались! Володя!
— Они улыбаются, а я снимаю. Они говорят — я снимаю. Высоцкий смотрит — опять снимаю. Много я тогда снял. Если фотографии рядом поставить — кино получится.
— Володя представился и говорит: — Мечтал посмотреть, как варится сталь. Не покажете?
— Кому-кому, а тебе Володя — отказа нет ни в чём. Смотри. Можем и в сталевары принять. Вот каска сталеварская с синими очками, чтоб на огонь смотреть — видеть, как сталь кипит.
— А, сталь кипит?
— Да, Володя, при двух тысячах градусов кипит, и ещё как кипит
— Интересно. Давайте-ка глянем.
— Одел Высоцкий каску, смотрит. А сам потихонечку приближается к мартеновской печи — всё ближе и ближе. А каска великовата ему, неудобна. Пришлось снять каску-то.
— Дали мы Высоцкому в место очков рамку с синим стеклом. Чтоб за процессов варки понаблюдать А он, опять всё ближе, ближе к печи. Неугомонный.
— Кричим: — сгоришь! Жарко! Полушубок сгорит! Пришлось полушубок снять. Полушубок тот сгореть запросто мог. Остался он в курточке кожаной. И опять — всё ближе ближе к печи. Смотрит, смотрит, напряжённо — чего-то ждёт будто.
— В это время как раз через порог шлак пошёл. Высоцкий спрашивает — это сталь? Мы отвечаем — нет Володя, не сталь — это шлак уходит — накипь. А сталь — она ещё варится, а выпустится через сталевыпускное отверстие, в сталеразливные ковши.
— Главное дело, тут люк открытый, рельсы, ходим-то мы по рельсам, вокруг рельсозавалочных, рельсороликовых машин, поверхность неровная, запнуться запросто, а гость наш увлечён процессом так, что не замечает этого. Приходится страховать его, держать за рукав.
— Когда в кожаной куртке-то остался он. Настолько близко подошёл к печи, что Александр Сергеевич (бригадир) вынужден был его отстранить, потому что пламя и как раз вовремя отстранил. Выхлоп получился из окошка, и пламенем обдало нас, вот здесь видно на фотографии, как пламя задевается за одежду. Высоцкий говорит: — Ничего. Ничего. А Александр Сергеевич говорит — да ,как же так ничего — это ж жидкий металл, капнет и дырка насквозь будет.
— Вот, после этого пошёл уже разговор предметный. Что? Как? Почему? Зачем? И досконально так

- Говорил просто. Держался свободно. Спрашивал по уму. Интересовался разными деталями. Чувствовалось надо ему, для песни ли, для роли ли, но надо.
— Когда сталь подоспела. Высоцкий посмотрел в гляделку. Пожал плечами недоумённо и говорит: Надо же! Кипит! Как борщ в кастрюле. И заулыбался.
— Чувствовалось. Наш человек. Свой!
— Прощались тепло. Высоцкий всю бригаду пригласил к себе на концерт. Говорит — приходите с заднего хода, а я пропущу вас на концерт, как своих близких друзей.
— Приглашал к себе в гостиницу
— Но мы договорились вплотную с ним, что завтра перед работой, то есть в три часа перед сменой он споёт у нас перед трудящимися цеха. Но встреча — не состоялось, потому что на следующий день Высоцкий заболел.
— Не наследующий. Даже в этот день, когда он был у нас, уже вечером сказали, что Высоцкий очень сильно заболел, и концерт отменяется. Рассказывали какие-то страшные вещи.

— В гостиницу мы не пошли — человек болеет, чего тревожить. До нас ли ему. Переживали за него. Все знали уже, что и врачей вызывали и в театр, и в гостиницу. Мы и не пошли. А на следующий день Высоцкий уехал.
— Грустно, конечно, что не попали на концерт, в записи слушаем. Зато, какие у нас фотографии!

На этом дело не закончилось...
Снова вспоминает В. Богачев...

Попрощались мы с металлургами. Сели в машину. Высоцкий и говорит: — «Ну, удружил тезка. Такое дело помог увидеть, людей настоящих. Будет что вспомнить. »
Настроение у него, аж светится весь. Я и решился: — «Володя, может, на пару минут заедем в редакцию газеты — здесь недалеко, на пару минут….»
— «Так опаздываем же, дружище. Нас потеряли, наверняка. Ищут поди…»
Я говорю: — «Володя, ну, на пару минут. Буквально. Пара минут — погоды не сделают. Ребятам обещал, что завезу поздороваться и автограф оставить.»
— «Ну, ладно, на пару минут....»
Неудобно, конечно, было просить Высоцкого о поездке в редакцию, но не пригласить — не мог. Очень уж хотелось познакомить Володю с ребятами, сфотографировать у себя, на память.
Неудобно было, ещё и по причине того, что я видел, что Высоцкий — не совсем здоров. По дороге в мартеновский цех, (пока мы ехали), Высоцкий сменил два носовых платка, у него уже тогда начиналась температура. Володя недомогал, было видно это, ещё до поездки к сталеварам.
Но, толи жар печи мартеновской, толи тепло встречи с металлургами удивительным образом преобразили Высоцкого, придали настроения, сил. Потому.... и решился.
— «Поехали! — говорит Высоцкий — Пара минут — погоды не сделают!»
В редакции, никто и не знал о задуманом мной. Никто и не ожидал появления Высоцкого. Когда мы вошли — все буквально опешили от неожиданности. А Высоцкий, поздоровался, попросил воды, потом прошел и сел на стул, попросил разрешения закурить.
И пока он закуривал, комната наполнилась людьми, которые узнав, что Высоцкий в редакции ломанулись увидеть его. Все кто был в редакции — бежали на перегонки.

Началась беседа, вопросы — ответы.
— А гитары нет?
— Высоцкий и без гитары — необычно? — спрашивает Володя у собравшихся
— Непривычно — отвечают.
— Ну, тогда я Вам почитаю свои стихи — вместо песен. Не против? Это недавние и новые, только что написанные стихи.
И Володя, начал читать. Бог мой! Как он читал стихи о «Революции в Тюмени» — бесподобно! Казалось воздух вокруг Высоцкого заряжен каким-то электричеством и он посредством этого электричества передаёт нам частицы своего сердца и своей души.
Воздействие Высоцкого на слушателей было гипнотически покоряющим . Он, за несколько минут покорил всех коллег моих и камня на камне не оставил скептикам по поводу качества своих стихов.
На меня неизгладимое впечатление произвело прочитанное Высоцким стихотворение, про полёт Гагарина в космос. Казалось, он не читал стихи, а проживал их, во время исполнения. Ничего подобного ни до, ни после Высоцкого — я не видел.

Он был очень любезен и галантен с девушками в редакции. Осыпал их комплиментами, подписывал фотографии, балагурил: — «А меня не побьют, кавалеры ваши, за пожелания любви? На всякий случай, этого писать мы не будем. Напишем нейтральное — на счастье! А любовь, всё ж таки, будем иметь ввиду. Вы согласны?» — смущал Высоцкий девушек подписывая им фотографии. Те, прыскали… Автографы Высоцкого, между тем, хранят бережно. И улыбаются им — до сих пор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Высоцкий в Новокузнецке
СообщениеДобавлено: 11 фев 2016, 13:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 окт 2012, 10:39
Сообщений: 545
Виктор Никитич, спасибо за интересный материал!
Цитата:
«Захотелось соединить тексты с разных мест воедино, чтобы для себя РАЗЛОЖИТЬ ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ, а может быть и не только для себя».

Чтобы заполнить свободные полочки почитайте в моей первой части главу «Новокузнецкое дело». Там не так подробно (без графиков и стенограмм), но есть что-то дополнительное.
А эти мужики, которые «не дремлют и дерут», свой текст писали втроём, как КуКрыНиксы, а подписывались ВасРахКов?

Пару замечаний по тексту жителя Новокузнецка Александра или ВасРахКовых:
«По воспоминаниям очевидцев, уже в ПЕРВЫЙ день у Высоцкого горлом пошла кровь и потребовалось вмешательство врача».
Очевидцем там была представительница театра Лялечка: «Высоцкий почувствовал себя плохо, сразу по приезде в Новокузнецк». Другая «Лялечка №2» вспоминала: «4 и 5 февраля выступления прошли нормально, а 6-го, после второго концерта, пошла горлом кровь. Срочно вызвали врача, ДВА ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРИШЛОСЬ ОТМЕНИТЬ. И хотя на следующий день он уже выступал, до самого отъезда за кулисами теперь дежурил врач».
К «Лялечке №2» у меня больше доверия, т.к. воспоминания более конкретны («после второго концерта») и кроме того устраняются разночтения количества концертов — предполагалось в согласии с графиком — 17 выступлений, а вышло — 15, потому что «как-то вдруг вне графика случилося несчастье».

«Добрый вечер дорогие друзья, я сегодня с большим удовольствием объявляю, что у вас в гостях популярный артист советского кино и театра, Владимир Высоцкий!», говорит ВЕДУЩИЙ. На него плёнку не трачу — берегу».
Напрасно Вова Богачёв экономил кадры для ВЕДУЩЕГО и забыл «как зовут-величают его, к стыду своему. Хороший дядька был, помню. А как зовут...»
А «хорошего дядьку» звали Виталий Войтенко. Это он, будучи администратором Калмыцкой филармонии с 26 декабря 63-го по 1-е февраля 64-го возил В.Высоцкого и М.Туманишвили по ставшей для Толика Олейникова родной Сибири. Это он — Виталий Войтенко надоумит В.Высоцкого, а тот Э.Володарского написать сценарий к несостоявшемуся фильму «Каникулы после войны». И вообще Войтенко — личность колоритная и известная — А.Баталов: «Виталий по характеру был прирожденным авантюристом... Но у него был дар: ему верили». Вот и Высоцкий ему и в него поверил… И всё же в объектив фотоаппарата Богачёва «хороший дядька» попал, когда они с Высоцким смотрели как сталь кипит…

«В память об этих нескольких днях Высоцкого в Новокузнецке у нас имеется две мемориальные доски (на зданиях Драмтеатра и профкома КМК)».
И правда, 25 июля 2002 года на здании профкома у центральной проходной НКМК установлена мемориальная доска с надписью «Здесь 7.02.1973 года Владимир Высоцкий встречался с работниками комбината». 9 февраля 2013 года на здании Новокузнецкого театра, в котором В.Высоцкий выступал в 1973 году, установлена памятная доска.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Высоцкий в Новокузнецке
СообщениеДобавлено: 12 фев 2016, 00:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 окт 2012, 01:30
Сообщений: 1116
Виктор Василич , дык это я умышленно после херни , вброшенной Лионом в другом месте, попробовал в натуре поглядеть , а что же та сАмая пресса действительно сообщает о ВЫсоцком сейчас, помимо соседки и цитирования вырезок из ихней желтой газетки.... Толик сразу сообразил и положительно озвучил фестиваль в Новокузнецке..( Всё ж как-никак на пользу СибФонду.. МОж и сам сможет туда съездить и потом расскажет ??)
А по сути ---
]=== 9 февраля 2013 года на здании Новокузнецкого театра, в котором В.Высоцкий выступал в 1973 году, установлена памятная доска.===[/quote]
Вааще-то , МАЛАЦЦЫ..
Через сорок лет вспомнили наконец-то , что неплохо бы и "увековечиться" , хоть и поздно , но лучче , чем никогда


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB