Никита Высоцкий, интервью "РГ".
Алексеев:
Это ваш первый сценарий? Кого вы привлекали к работе? Ощущение, что это поколенческий фильм, наверняка, было много людей, которые отдали силы этой работе.Высоцкий: Вообще сценарий - это совершенно особый вид творчества. Он на стыке нескольких жанров. Конечно, литература, но и драматургия, и определенные очень важные "киновещи" (кино очень технологично, сценарий должен это учитывать). Я не профессионал, мой брат Аркадий - сценарист профессиональный, очень хороший. Но он не захотел делать эту работу, он не очень в нее верил. Потом, когда я ему рассказал, что я хочу сделать, он говорит: "Твоя история, ты ее чувствуешь, я ее не чувствую, пиши, если надо, я буду помогать". Конечно, это продюсерское кино, первый вариант я написал очень быстро, буквально за 2-3 недели, потому что история во мне была жива много лет. Но искусство написания сценария - это искусство переделывать сценарии, искусство доводить, дожимать, приводить его в соответствие с возможностями. С артистами, с вновь открывшимися объектами, интересными предложениями, которые приносят все - продюсеры, режиссеры. Очень полезно и плодотворно участвовал Митта Александр Наумович, у которого была мысль, что он снимет эту картину, потом он решил, что он этого делать не будет, но работал очень серьезно, в том числе со мной как со сценаристом. Первоначально начинал работать с Рашидом Тугушевым, это мой однокурсник, близкий мне человек, он прекрасный оппонент, с ним очень хорошо спорить, он не полемизирует, чтобы доказать, что ты неправ, он как бы тебе подыгрывает, подает мячи вопросом, заставляет шевелиться.
Безусловно, помогали Максимов, Попов, Файзиев - это продюсеры дирекции кино, безусловно, Эрнст и Петя Буслов, все, кто так или иначе работал над картиной. Сценарий, особенно пока нет съемок - это такое место, где все начинают проявляться, варить, а сценарист, если он не очень много о себе понимает - а я не очень много о себе понимаю как сценарист - он должен это учитывать. Есть такие сценаристы, которые говорят: "Я написал - я классик! Извольте все под мой сценарий приплясывать". У меня был немного другой подход, я считал, что надо впускать в этот сценарий всех.
Это коллективное творчество, с другой стороны, это мое творчество, это написано этой рукой, и все равно пропущено через себя, просто это способ работы над сценарием.
http://www.rg.ru/2012/01/21/online-visotski.html