http://www.sovsekretno.ru/magazines/magazine/401/ Спартак своего и нашего времени
Цитата:
Официально о смерти Владимира Высоцкого было сообщено крохотной заметкой в чёрной рамке в газете «Вечерняя Москва», гласившей, что умер актёр Театра на Таганке, заслуженный артист РСФСР такой-то. Но и эту «информашку» руководству Театра на Таганке удалось пробить с большим трудом. Власти вовсе хотели замолчать смерть кумира миллионов.
Смешные люди! Москва узнала печальную новость без всяких заметок утром 25 июля 1980 года (умер Высоцкий ночью), и люди стали приходить к культовому театральному подъезду Таганки с цветами. Не было, понятное дело, ни Интернета, ни мобильных телефонов, а все узнали почти одновременно, вся страна. В Театр на Таганке шли телеграммы: «Узнали, что умер Высоцкий. Третий день плачем»…
Цветы молча клали прямо на тротуар, и скоро он весь оказался устлан ими, как ковром. Такой традиции Москва прежде не знала, она образовалась именно в эти дни.
Цитата:
Любовь российская и рана
Из воспоминаний друзей, записанных Валерием Перевозчиковым
В споминает Нэлли Белаковски:
– В конце шестидесятых годов я уже начинала заниматься зубоврачеванием, и довольно успешно... Немного знала Лёву Кочаряна, потому что мой брат Саша Бродский работал вторым режиссёром на «Мосфильме», и они дружили. В одном фильме, который снимал Кочарян, Саша был вторым режиссёром, к этому же фильму имел отношение Высоцкий...
– Это был единственный фильм Кочаряна, «Один шанс из тысячи»...
– В это время они трое дружили... И часто свободное время Володя, Саша и Лёва проводили в доме моей мамы – это Столешников переулок, дом семь. А у меня в это время была маленькая дочка, которую я, вместо детского сада, приводила к маме. Приходила за ней часа в два, потому что стоматологи работали тогда до часа. Приходила и заставала там всю троицу и... «необыкновенный концерт». Концерты эти были интересны тем, что начинались они с распития бутылки водки, и, конечно, своим необычным репертуаром. Обычно они покупали бутылку водки, две минералки и банку баклажанной икры. Лёва мелко-мелко резал лук – получался такой салат... Выпивали, закусывали, мой брат садился за пианино, и начинался концерт... «На Тихорецкую состав отправится...», «А шизофреники – вяжут веники, а параноики – рисуют нолики...», «Красное, зелёное...», «Город уши заткнул...».
Цитата:
Давид КАРАПЕТЯН
Высоцкий и Махно – два иноходца
Это лишь один эпизод многолетней дружбы Давида Карапетяна и Владимира Высоцкого. Познакомились они, когда Давид, переводчик с итальянского, работавший в кино на съёмках советско-итальянских фильмов «Красная палатка» и «Ватерлоо», уже был влюблён в песни Высоцкого, ощущал масштаб его дарования, а потому относился к нему как к старшему брату – восхищался, старался запомнить каждую мелочь, помогал чем мог
В есной 1970 года я был поглощен сумасбродной, казалось бы, идеей. В то время я много читал о Махно и его эпохе; догадывался, что он был совсем не таким, каким его изображали в книжках и кино.
У меня сложилась своя, больше интуитивная, версия мятежного атамана. Творец «третьей социальной революции», он мог стать генералом и у гетмана, и у Петлюры, и у Деникина с Врангелем. Кавалер ордена Красного Знамени (четвертый!), он мог получить большой чин и у красных. Но «мирному врастанию в социализм» Нестор Махно предпочел последовательную борьбу со всеми режимами и голодную независимость в эмиграции. Мне он виделся героем античных трагедий, бросающим вызов Року. Сама махновщина казалась мне не спасительным рецептом кооперативного счастья, а призывом стряхнуть с себя холопство и вновь зажить «по своей воле и правде», вне эдиктов и рескриптов партийных прохвостов. Бегством от надзора государства под опеку Природы, счастливым совпадением бунта личности с разгулом украинской стихии, дерзновенной попыткой выговориться перед Историей. Оставалось лишь впрячь этот опрометчивый анархо-идеализм в пулеметную тачанку – эту огненную колесницу Фаэтона, на всем скаку под черным стягом Свободы ворвавшуюся в кровавую сумятицу Гражданской войны, испепелившую в ней и себя, и своего демонического возницу. Но из этой горстки пепла расцвел поэтичнейший из мифов русской революции – эпопея махновщины. Тоска о несбыточном Ладомире, где наконец-то осуществится хлебниковское: «Я вижу конские свободы и равноправие коров».
Цитата:
Мой Высоцкий
25 января будущего года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 74 года. Трудно представить себе его почтенным старцем. И не потому даже, что умер он молодым, а потому, что жил одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, и, как сказал его товарищ-поэт, тесны ему любые рамки – временные и возрастные. Ровесник и почитатель Высоцкого, известный экономист и политик Гавриил ПОПОВ делится своими мыслями о Высоцком, который не только понял и высмеял уродство строя, при котором он жил, и предсказал его крах, но ещё и увидел невеселое российское будущее, которое теперь уже стало нашим настоящим
Высоцкий знал прошлое, которого он фактически не застал, так, словно он в нем жил. Никто, как он, полно не высказал народную правду о войне.
В войне Высоцкого нет генералиссимуса, нет великих маршалов и генералов, нет официально увековеченных героев, нет и канонизированных побед. У Высоцкого война – это тяжёлый труд и огромная беда.
Цитата:
Концерт Высоцкого для всей Одессы
Кинорежиссёр Геннадий ПОЛОКА о Владимире Высоцком и не только о нём
– У вас противоречивая, даже странная биография. Вы в кино больше пятидесяти лет, а сняли совсем немного картин. Но при этом две из них вошли в историю. Без «Республики ШКИД» трудно представить себе юность поколений 60–70-х годов. «Интервенция» стала легендой в силу долгого запрета – двадцать лет фильм пролежал на полке – и, конечно же, участия в этой ленте Высоцкого и песен, которые он для неё написал. Но хотя вас запрещали в советское время, вы всё же снимали, пусть и редко. А теперь, когда всё разрешено, вы не снимаете, занимаетесь оргработой в Союзе кинематографистов, вас упрекают чуть ли не в конформизме... Вы что, устали?