http://www.bulvar.com.ua/arch/2013/7/511d5925d0c96/— Сергей Сергеевич, почему роль Робин Гуда вы предложили именно Хмельницкому?
— С Борей мы познакомились, когда я на Рижской киностудии снимал свою первую полнометражную картину «Петерс» — о бывшем заместителе Дзержинского, который тогда считался приличным человеком. Хотя, чем больше я работал с материалами и общался со своими консультантами, отставными генералами с Лубянки, тем лучше понимал, что это была личность со знаком минус.
Борю я пригласил на роль анархиста Кустинского, выложившего программу своей партии в лицо товарищу Петерсу. Мне нужен был романтический персонаж, и Хмельницкий блистательно этот образ воплотил. Уже потом я узнал, что он заикался: играя, Боря, видимо, так увлекался, что забывал об этом дефекте речи.
Ну а потом началась история с фильмом «Стрелы Робин Гуда», идея которого принадлежит троим — Борису, Володе Высоцкому и мне. Мы встретились за завтраком в гостинице «Рига» и решили: в картине не должно быть никакой политики, только общечеловеческие вещи — добро, зло, любовь, ненависть. Еще лучше, если это будет не о нашей стране и не о нашем времени, а то опять найдут к чему придраться. Кто-то вспомнил баллады о защитнике бедных Робин Гуде.
«В главной роли, — сказали мы с Высоцким Хмельницкому, — конечно же, будешь ты». Второго актера с такой одухотворенной, романтической внешностью, на мой взгляд, в нашем кинематографе до сих пор нет.
Володя же должен был сыграть шута Клема — эта роль потом досталась Юре Каморному. С него и фильм должен был начинаться: по развалинам средневекового замка бродит парень с гитарой и поет песню о времени. Но Володя не смог сниматься, потому что в первый раз должен был поехать в Париж. Мы его поняли, ведь еще одного шанса у него уже могло и не быть.— Судьба картины была печальной?
— Из нее велели выбросить все баллады, написанные Высоцким. Я ответил, что ни я сам, ни кто-либо с киностудии к отснятому материалу и пальцем не прикоснется.
Новые баллады написал Раймонд Паулс, а монтажершу вызвали из Москвы, с «Мосфильма» (встречая ее в коридорах, я демонстративно отворачивался и не здоровался, и она понимала, почему).
В таком виде фильм «Стрелы Робин Гуда» просуществовал несколько лет, баллады Высоцкого в него вернули только после смерти Володи. Более того, хотели кадры с Хмельницким смыть, сняв в этой роли латвийского актера. Но мы с моей монтажершей просто украли отснятый материал: выносили его с киностудии по частям — она в авоське, я в портфеле — и складывали в багажнике моей машины. Эта копия до сих пор лежит у меня дома, под диваном.
Несмотря на все злоключения, фильм пользовался большим успехом, и конечно же, в первую очередь именно благодаря Борису. Его попадание в роль было уникальным, казалось, что он родился Робин Гудом. Хотя, с другой стороны, картина сослужила ему плохую службу — неизвестно, сколько ролей им потеряны только потому, что всю оставшуюся жизнь зрители и режиссеры его ассоциировали с этим героем. Еще раз Боря появился в этом образе в моем же фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».