Дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья ДАРЬЯЛОВА— Культовый фильм «Место встречи изменить нельзя» стал настоящим глотком воздуха для зрителей, ничего уже не ждавших от прилизанного и пафосного кино брежневских времен. Как возникла идея снять картину по роману «Эра милосердия»?
— Как-то в ЦДЛ папа с Георгием встретили Высоцкого и подарили ему недавно изданную книгу «Эра милосердия». На следующее утро в нашу дверь позвонили, папа пошел открывать и увидел на пороге Высоцкого, чему очень удивился, — друзьями они тогда еще не были. Прямо с порога гость заявил: «Я за ночь прочитал роман и очень хочу сыграть Жеглова».
Надо было папу знать — он стал Высоцкого подначивать: «А почему ты решил, что эта роль — для тебя?». Володя давай горячо рассказывать, как замечательно сыграет. Тогда папа засмеялся и сказал: «Да мы и сами знаем, что это твое». Они стали друзьями, Володя часто у нас бывал — и с Мариной Влади, и с ее сыном. Пел новые песни, а две из них посвятил лично Вайнерам.
Папа всегда говорил, что он не только гениальный артист, но и гениальный поэт. Когда у Высоцкого были сложности и его не хотели принимать в Союз писателей, папа его поддерживал.
— Это Высоцкий познакомил Вайнеров с Говорухиным?
— Да, он Славу привел. Говорухин знал роман «Эра милосердия» наизусть. «Открывайте, — говорил, — книгу на любой странице, начните фразу, я ее продолжу». И делал это безошибочно.
«ВАЙНЕРЫ ПОНАЧАЛУ ОТКАЗАЛИСЬ УКАЗЫВАТЬ В ТИТРАХ «МЕСТА ВСТРЕЧИ» СВОЮ ФАМИЛИЮ»
— Тем не менее Георгий Вайнер назвал «Место встречи» картиной упущенных возможностей... Почему?
— Знаете, когда ты — творец и это твое детище, критическая планка очень высоко поднимается. У Вайнеров с Говорухиным сразу возникли разногласия по поводу Конкина. В романе Шарапов — крепкий деревенский парень, широкоплечий, сильный, мужественный. Разве Конкин мог сыграть такого? Ни в его внешности, ни в актерской манере с настоящим Шараповым не было ничего общего. К тому же я слышала, что Конкин не очень хорошо вел себя на съемках, у него оказался склочный характер — впрочем, подробностей я не знаю. Вайнеры, которым образ Шарапова был очень дорог, переживали и поначалу даже отказались указывать в титрах фильма свою фамилию.
— Почему Говорухин не прислушался к мнению столь уважаемых им авторов?
— Думаю, причина в том, что Конкин, исполнивший роль Павки Корчагина, к тому времени был уже звездой. А вот Высоцкого, кстати, утвердить на роль оказалось делом очень сложным — он ведь был в опале. Вайнеры ходили по высоким инстанциям, хлопотали за него. — Зрителю все эти заэкранные тонкости невдомек — «Место встречи» до сих пор входит в десятку самых любимых советских фильмов.
— В итоге картина, конечно, получилась замечательной, но так, как задумывали авторы, было бы еще лучше. Конфликт между Жегловым и Шараповым для Вайнеров был гораздо важнее, чем между бандитами и милиционерами. Они ведь потому и придумали такого сильного человека, разведчика, который 30 раз ходил через линию фронта, таскал на себе «языков», чтобы в романе противостояли друг другу равные по силе духа люди. От этого только возрастает накал. Конкин-Шарапов больше похож на маменькиного сыночка, чем на героя-разведчика. Ему просто трудно поверить.
— С тех пор с Говорухиным Вайнеры так и не помирились?
— Ну что вы — они дружили всю жизнь. Слава и сейчас остается для нашей семьи очень близким человеком, часто бывал у нас на семейных торжествах. А разногласия случаются у всех, без этого творчества быть не может.
— Зрители так и не дождались давно обещанного продолжения «Места встречи».
— Идея продолжения фильма принадлежит Высоцкому. Вайнеры идею поддержали и собирались писать сценарий, как только закончат работу над фильмом «Лекарство против страха». Но вскоре Володи не стало, а братья в роли Жеглова не могли представить никого другого....
_________________ Дай бог вам жизни две И друга одного, И света в голове, И доброго всего! ©
|